Особенности игрового метода в физическом воспитании старших классов
Введение
Это метод использования физических упражнений в игровой форме. Он характеризуется отсутствием жесткой регламентации действий, наличием вероятностных условий их выполнения. Игровой метод используется для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных или облегченных условиях, развития таких качеств и способностей, как быстрота реакции, координация движений, пространственная ориентацию. Соблюдение условий и правил игры содействует воспитанию нравственных качеств: чувства взаимопомощи и сотрудничества, коллективизма, самостоятельности, инициативности, сознательной дисциплинированности, и других ценных личностных качеств. Присущий игровому методу фактор эмоциональности способствует формированию устойчивого интереса и положительного отношения к занятиям физическими упражнениями.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИГРОВОГО МЕТОДА 7
1.1 Игровой метод в физическом воспитании 7
1.2 Соревновательный метод 9
1.3 Физические качества человека. Физические способности 11
1.4 Спортивные игры как средство физического воспитания 12
1.5 Методика применения игр на уроках физической культуры 19
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.1 Программа секции младших школьников «Быстрее, выше, сильнее» 27
2.2. Анализ и обобщение результатов педагогического эксперимента 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абзалов Р.А. Теория физической культуры /Р.А. Абзалов, Н.И. Абзалов .-Казань: Вестфалика, 2013.-202с.
2. Абзалов Р.А. Размышления о физкультурологии /Р.А. Абзалов //Теория и практика физической культуры.- 1999.-№8.- С.11-14.
3. Адаптация организма учащихся к учебным и физическим нагрузкам / Под ред. Ф.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой. - М.: Педагогика, 2002. - 240 с.
4. Апанасенко Г.А. Физическое развитие детей и подростков. - Киев: Здоровье, 1985. - 80 с.
5. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебн. для студ. фак. физ. культуры пед ин тов. М.: Инфра-М, 2006. 287 с.
6. Барков В.А. Педагогические исследования в физическом воспитании: Учебное пособие по курсу «Основы НИР» для студентов специальности п. 02.02. - «Физическая культура». - Гродно, 2005. - 68 с.
7. Былеева Л.В., Коротков И.М., Яковлев В.Г. Спортивные игры: Учебн. пособие для ин-тов физической культуры. 4-е изд., перераб. и дополн. М.: Физкультура и спорт, 1999. 208 с.
8. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.
9. Головина Л.Л. Физиологические особенности некоторых функций и мышечной деятельности школьников. - М., 2003. - 197 с.
10.Годик М. А. Спортивная метрология: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - 192 с.
11.Годик М.А., Бальсевич В.К., Тимошкин В.Н. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 5-6. - С.24-32.
12. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. - Мн.: Нар. асвета, 1998. - 88 с. 48
13.Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учеб. пособие для студентов ВУЗов. М., 2005. 80 с.
14.Жуков М.Н. спортивные игры. М.: Академия, 2002-154с.
15.Коротков И.М. Сопртивные игры в занятиях спортом. М.: Физкультура и спорт, 1991. 116 с.
16.Кузнецов В.К. Возрастные особенности развития специальных силовых качеств у не занимающихся спортом и лыжников-гонщиков 11-18 лет // Теория и практика физического воспитания. - 2001. - №3. - С. 12-15.
17.Ломейко В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в 1-Х классах. - Мн.: Народная асвета, 1990. - 128 с.
18.Лях В.И. Координационные способности школьников. - Мн.:, 1989. - 159 с.
19.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебн для интов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 543 с.
20.Основы математической статистики: Учебн. пособие для институтов физ. культ. / Под ред. B.C. Иванова. - М.: Физкультура и спорт, 2004. - 176 с.
21.Семикоп А.Ф. Основы теории и методики спортивной тренировки: Учебн. метод, пособие для студ. факульт. физ.культ, пединститут, и университ., училищ алимп. резерва по специальн. 03.03 - «Физическая культура». - Гомель, 2002. - 149 с.
22.Фарбер Д.А., Корниенко И.А., Сонькин В.Д. Физиология школьника. - М.: Педагогика, 1990. - 63 с.
23.Штерн В. Основная единица развернутой формы игровой деятельности // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии - М.: Издательство МГУ, 1981-164с.
24.Яковлев В.Г. Игры для детей. М.: Физкультура и спорт, 1995. 158 с.
25.Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. М.: Физкультура и спорт. - 2002. 176 с
Таким образом, спортивные игры представляют собой разновидность соревновательной деятельности, отличающейся характерной формой и содержанием. Действия играющих направлены на преодоление активного противодействия другой стороны. Следовательно, спортивные игры относятся к группе спортивных единоборств.
Спортивные игры принадлежат к категории ситуационных видов спорта, характеризующихся наибольшей вариативность соревновательной деятельности. Действия играющих проходят в сложных условиях непосредственного контакта с соперником. Они быстротечны, развертываются в чрезвычайно малые отрезки времени и в условиях информационной неопределенности.
Поэтому решающими моментами их эффективности являются быстрота и правильность оперативных решений.
Условия соревнования предопределяют причинно обусловленный характер деятельности играющих. Все их действия предопределяются сознательным выбором и и