Формирование навыков анализа художественных средств в драматургии на примере творчества А. П. Чехова в 10-11 классах на уроках литературы
ВВЕДЕНИЕ
Современное школьное образование ставит вопрос о необходимости совершенствования умственной, эстетической, эмоциональной деятельности ученика, формирования его речевой культуры, развития критического мышления, в основе которого лежит умение рассуждать, искать логическую связь между фактами и формулировать сильные аргументы. Эта концепция требует поиска новых подходов и введению новых технологий к обучению родному языку в школе.
Сегодняшние выпускники средней образовательной школы, несмотря на сумму полученных знаний, зачастую создают письменные и устные высказывания, не отвечающие речевым задачам.
Работа с текстом – это тот фундамент, на котором можно развивать основные виды речевой деятельности, коммуникативные умения учащихся, приобретать навыки анализа языковых единиц разных уровней.
В 11 классе учителя литературы сталкиваются с общими для всех объективными трудностями.
Во - первых, это большой объём произведений и тем, включенных в программу и недостаточное
АННОТАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ
1.ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В 10-11 КЛАССАХ
1.1.Основы работы над средствами художественной выразительности на уроках литературы в старших классах
1.1.1.Понятие об изобразительно-выразительных средствах языка
Заключение к 1 главе
2.АНАЛИЗ ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 10-11 КЛАССАХ
2.1.Специфика драматического произведения
2.2Особенности изучения драмы в школе
Заключение к 2 главе
3.ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В ДРАМЕ А. П. ЧЕХОВА
3.1.Методы и приёмы работы над художественными средствами языка на заключительном этапе школьного образования
3.2.Работа с художественными средствами на примере драмы А. П. Чехова
3.3.Заключительное занятие по драматургии А. П. Чехова
Задания для итогового теста по драматургии А. П. Чехова:
Заключение 3 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Агеносов, В.В. Литература. Базовый и углублённый уровни: 10 - 11 классы: рабочая программа / В. В. Агеносов, А. Н. Архангельский, Н. Б. Тралкова. — Москва: Дрофа, 2017. — 130 с.
Анализ драматического произведения: межвуз. сб. / под ред. В. М. Марковича.— Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1988. — 366 с.
Антипова, А.М. Труды Ю.М. Лотмана и методология современного литературного образования: к 90-летию со дня рождения. [Электронный ресурс] / Антипова Алла Михайловна // Преподаватель XXI век: науч. электрон. журн. — 2012. — № 3. — С.7-15. — Электрон. текстовые дан.
Режимдоступа:https://cyberleninka.ru/article/n/trudy-yu-m-lotmana-i- metodologiya-sovremennogo-literaturnogo-obrazovaniya-k-90-letiyu-so-dnya- rozhdeniya, свободный (дата обращения: 12.02.2022). — Загл. с экрана.
Барковская, Н.В. Методические принципы анализа литературного произведения в школе: монография / Н. В. Барковская; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2008. — 117 с.
Бахтин, М.М. Литературно-критические статьи. / М.М. Бахтин. — Москва: Художественная литература, 1986. — 543 с.
Белинский, В. Г. О драме и театре. /В.Г. Белинский. — Москва, Ленинград: Искусство, 1948. — 539 с.
Богданова, О.Ю. Методика преподавания литературы: учебник для пед. вузов. / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В. Г. - В 2 ч. Ч. 1.— М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. — 288 с.
Болотнова, Н.С. Филологический анализ текста: учеб. пособие — 4 -е изд. / Н. С. Болотнова. — Москва: Флинта: Наука, 2009. — 520 с.
Вишневская, И.Л. Вопросы теории драмы и театра. / И.Л. Вишневская. — Москва: Мысль, 1992. — 198 с.
Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования.
/ И.Р. Гальперин. —5-2 изд. — Москва: КомКнига, 2007. — 144 с.
Гоголь, Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. Т. 8. Статьи / Николай Гоголь. — М.: Изд. Акад. наук СССР, 1937—1952. — 816 c.
Голуб, И. Б. Грамматическая стилистика современного русского языка / И. Б. Голуб — Москва: Высш. шк., 1989.
тивные – на синтез изученного.С помощью различных видов тестирования и разноуровневых диагностик проверяются уровень освоения образной системы языка и уровень усвоения терминологии. Их использование целесообразно в качестве актуальной для сдачи ЕГЭ системы контроля, а также эффективно для промежуточного и итогового контроля.
Задание по определению художественных средств языка – один из вариантов четвёртого типа задания итогового экзамена, и отрабатывать его нужно в течение всего года на текстах разной степени сложности и объёма.
Таким образом, грамотно составленная методика по системе упражнений с ИВС способствует раскрытию творческого потенциала учащихся, развивает их образное и логическое мышление, активизирует их познавательную и речетворческую деятельность, воспитывает эмоциональную и волевую стороны личности.
Работа с художественными средствами на примере драмы А. П. Чехова
Учитывая особую трудность восприятия текстов А. П. Чехова, нами были разработаны методические ре