Использование сенсорного материала в формировании фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
Введение
Целью специальной коррекционной работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи является формирование фонематического слуха.
Нарушения фонематического слуха, грозят отклонением и в формировании звукопроизношения, в именно: употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата.
Дети, с дефектами в сформированности фонематического не верно произносят звуки, которые умеют произносить правильно. Это происходит не потому, что ребенок не имеет желания говорить правильно, а в из-за дефектов фонематического слуха. У детей наблюдается дефект в произношении слоговой структуры слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков и слогов, отсутствие тех или иных звуков и замены звуков). Отсутствие звука или замена его другим по артикуляционному признаку создаёт условия для смешения соответствующих фонем.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..5
Глава 1. Теоретические аспекты формирования фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средством сенсорного материала………………………………………11
1.1 Сущность и содержание понятия «фонетический слух» в психолого-педагогической и методической литературе…………………………………..11
1.2 Особенности формирования фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня……………..15
1.3 Методы и приемы использования сенсорного материала в формировании фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня………………………………………………….24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности формирования фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня по средствам использования сенсорного материала………………………………………….28
2.1 Выявление уровня формирования фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недорозвитием речи III уровня….28
2.2 Описание логопедической работы по использованию сенсорного материала по формированию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня ……………35
2.3 Анализ результатов исследования………………………………………….44
Заключение……………………………………………………………………….51
Библиографический список……………………………………………………..54
Приложение……………………………………………………………………....60
Библиографический список
1. Алимова, С.В., Юдаева, О.В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста [Текст] / Алимова, С.В., Юдаева, О.В. // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2016. – С. 18-20.
2. Асташина, И.В. Логопедические игры и упражнения для детей [Текст] / И.В. Асташина. – М.: Рипол Классик, Дом. XXI век, 2010. – 189 с.
3. Балашова, Г.В. Авторские многофункциональные пособия и игры для коррекционной работы со старшими дошкольниками [Текст] / Г.В. Балашова, Н.Е. Соловьева // Логопед. – 2013. – №2. – С. 49-57.
4. Барсукова, О.В. Использование полифункциональной среды сенсорной комнаты в работе педагога-психолога с детьми раннего и младшего дошкольного возраста [Текст] / О. В. Барсукова, Е. Н. Гавриш. – Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – № 3 (3). – С. 96-99.
5. Войлокова, Е.Ф., Андрухович, Ю.В. Ковалева, Л.Ю. Сенсорное
воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Учебно-методическое пособие [Текст] / Е.Ф. Войлокова, Ю.В. Андрухович, Л.Ю. Ковалева. – СПб.: 2015. – 304с.
6. Волкова, Т.И. Игра и сенсорное развитие старшего дошкольника [Текст] / Т. И. Волкова // Молодой ученый. – 2014. – №14. – С. 279-281
7. Волковская, Т.Н. Психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. – М.: Книголюб, 2010. – 104 с.
8. Волосовец, Т.С. Речевое развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей ФГОС ДО 15г. [Текст] / Т.С. Волосовец. – М.: Русское слово, 2015. – 166 c.
9. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 2009. – 378 с.
10. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. – М.: Детство-Пресс, 2012. – 480 с.
11. Горбенко, Е.Л. Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения [Текст] / Е.Л. Горбенко // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – С. 262-264.
12. Горчакова, А.М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи [Текст] / А.М. Горчакова // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции специальной педагогики и психологии». – Самара, СГПУ, 2013 – С.70-83
13. Епифанова, О.В. Современные методы обследования речевого развития ребенка [Текст] / О.В. Епифанова // Логопед. – 2013. – №5. – С. 6-17.
14. Жукова, Н.С. Логопедия: преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. –Екатеринбург: APT - ЛТД, 2014. – 128 с.
15. Карикова, Ю.И. Особенности работы по речевому развитию дошкольников [Текст] / О.А. Скрябина, Ю.И. Карикова. – Рязань.: Нооосфера, 2015. – 289 с.
16. Касаткина, Е.И. Игра в жизни дошкольника: учебно-методическое пособие [Текст] / Е.И. Касаткина. – М.: Дрофа, 2010. – 174 с.
17. Кобзарева, Л.Г. Игры и упражнения для развития речи коррекционного обучения детей с ОНР: практическое пособие для логопедов [Текст] / Л.Г. Кобзарева, М.П. Резунова. – Воронеж: Лакоценин, 2012. – 112 с.
18. Костюк, М. Гармоническая атмосфера Монтессори [Текст] / М.Костюк // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 11. – С. 47-48.
19. Кроткова, А.В., Дроздова, Е.Н. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитиемречи III уровня [Текст] / А.В. Кроткова, Е.Н. Дроздова // Логопед. – 2009 – №1. – С.26-34.
20. Круглова, А.М. Говорим правильно. Логопедические игры и упражнения [Текст] /А.М. Круглова. – М.: РИПОЛ классик, 2013. – 96 с.
21. Крупенчук, О.И. Исправление произношения [Текст] / О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева. – СПб.: Литера, 2009. – 92 с.
22. Лазарева, Г.Н. Особенности коррекции фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Г.Н Лазарева // Молодой ученый. – 2020. – № 14 (304). – С. 21-24.
23. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Р.И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб.: Союз, 2009. – 420с.
24. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р.Е. Левина. – М.: Альянс, 2013. – 367с.
25. Мещерякова, Н. П. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников. Диагностика, занятия, упражнения, игры [Текст] / Н.П. Мещерякова, Е.В. Зубович, С.В. Леонтьева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 141 с.
26. Микляева, Н.В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Н.В. Микляева // Дефектология. – 2011. – №2. –С. 56-64.
27. Невская, В.П. Речевые игры и упражнения: пособие для учителей и логопедов, воспитателей и родителей [Текст] / В.П. Невская. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 64 с.
28. Новиковская, О.А. Веселая зарядка для язычка [Текст]: игры и упражнения для развития речи и дикции / О.А. Новиковская. – М., СПб.: ACT; Сова, 2010. – 206 с.
29. Пантелеева, Л.А. Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями [Текст] / Л.А. Пантелеева // Журнал «Логопед». – 2009. – №4. – С. 15-16.
30. Пикалова, Н.В. Активная консультация для воспитателей ДОУ.
Сенсорное воспитание дошкольников [Текст] / Н.В. Пикалова // Учебно-
методический кабинет – URL: http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/metodicheskie-
rekomendaci/aktivnaja-konsultacija-dlja-vospitatelei-dou-sensornoe-vospitanie-
doshkolnikov.html (дата обращения 02.10.2021).
31. Плотникова, С.В. Развитие лексикона ребенка – 2-е изд. [Текст] / С.В. Плотникова. – М.: Флинта: НОУ ВПО МПСУ, 2013. – 222 с.
32. Прищепова, И.В. Особенности лексикона младших школьников с общим недоразвитием речи [Текст] / И.В. Прищепова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2011. – №1– С. 42.-43.
33. Руденко, В. И. Логопедия. Практическое пособие – изд. 9-е. [Текст] / В.И. Руденко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 287 с.
34. Рыбакова, Е.В. Речевое развитие детей: отечественный и зарубежный опыт [Текст] / Е.В. Рыбакова. – М.: ТЦ Сфера, 2017– 140 с.
35. Селиверстова, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст] / В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 2015 – 400 с.
36. Смирнова, Е. О. Детская психология: учебник / Е. О. Смирнова. – М.: ВЛАДОС, 2018. – 315 с.
37. Соковых, С.В. Использование игр в коррекции общего недоразвития речи [Текст] / С.В. Соковых. – URL: http://logoportal.ru/ispolzovanie-sensornyih-igr-v-korrektsii-obshhego-nedorazvitiya-rechi/.html (последняя дата обращения: 03.09.21).
38. Тихонова, Е.С. Практические упражнения и задания для устранения речевых трудностей у детей с ОНР [Текст] / Е.С. Тихонова. – М.: АРКТИ, 2014. – 96 с.
39. Ушакова, О.С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: кн. для воспитателей дет. сада и родителей [Текст] / О.С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 208 с.
40. Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации [Текст] / Т.Б.Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина. – М.: Дрофа, 2009. – 192 с.
41. Филичева, Т.Б. Содержание логопедической работы с детьми при общем недоразвитии речи / [Текст] // ФФН и ОНР нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. – М.: Владос, 2009. – с. 149.
42. Фурман, В.В. Дидактические игры, как средство сенсорного
воспитания дошкольников [Текст] / В.В. Фурман / Молодой ученый. – 2015. – №22.4. – С. 52-59.
43. Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми: учебное пособие [Текст] / Г.В. Чиркина. – М.: АРКТИ, 2012. – 123 с.
44. Шаропова, Р.В. Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста [Текст] / Р.В. Шаропова. – URL: http://fullref.ru/job_62a6fc4be75be09e0a7ea38da793a750.html (последняя дата обращения: 09.09.21).
45. Ширикова, О.А. Творческие игровые приѐмы в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи [Текст] / О. А. Ширикова // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – №1. – С. 217-220.
46. Шульга, А.В. Роль фонематического слуха ребенка [Текст] / А.В. Шульга // Современное общество, наука и образование: модернизация и инновации: сб. науч. трудов по материалам Междунар. научно-практ. конференции, 31 октября 2013 г. Ч. 5. – 2013 – С. 26-27
47. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М.: Книга по Требованию, 2013. – 228 с.
Дети могут активно общаться с окружающими, но им нужна помощь взрослых, чтобы они пояснили их речь, т. к. самостоятельно общаются им трудно. Недоразвитие фонематического восприятия можно увидеть при выполнении детьми элементарного звукового анализа – при узнавании звука, придумывании слова на заданный звук. Недостаточное развитие фонематического слуха приводит к не сформированности готовности к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.
Роль и место сенсорного материала в формировании фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
Из средств, с помощью которых можно формировать фонематический слух у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, можно выделить сенсорный мате