Развитие интереса у детей 5-7 лет к мультфильмам на литературной основе
ВВЕДЕНИЕ
Мультфильмы сегодня являются важной частью культурной среды современных детей дошкольного возраста, но систематические исследования потенциала этих аудиовизуальных форм искусства в образовании практически отсутствуют. Проблемами взаимодействия мультипликации и литературы занимались О.В. Астафьева [7], С.М. Одинцова [46], Т.В. Рыжкова [55] и др. Учеными изучена связь литературы, кино и анимации в контексте современного образовательного процесса, но системных исследований по восприятию старшими дошкольниками мультфильмов на литературной основе, влиянию мультфильмов на интерес детей к литературе, описание предпочтений (ценностных выборов) детей не выявлено. Тем не менее, мультфильмы всегда представляли интерес для детей дошкольного возраста. Их зрелищность, красочность, образность и динамичность, возбуждают эмоции детей, а диалогичность и сюжетность содержания позволяют ребенку легко включиться в контекст происходящего на экране. Мультфильмы превосходят по своим мотивирующим возможностям книги, в то же время, уступая им по познавательному и развивающему потенциалу, что доказано исследованиями детских физиологов с помощью метода МРТ.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава I Теоретические аспекты развития интереса у детей 5-7 лет к мультфильмам на литературной основе……………………………..…….. 6
1.1. Понятия «мультипликация» и «анимация». Классификация анимационных произведений……………………………………………….6
1.2. Особенности мультфильмов на литературной основе…………………..12
1.3. Психолого-педагогические основы развития интереса у детей старшего дошкольного возраста к мультфильмам на литературной основе………………………………………………………………………..19
Выводы по I главе………………………………………………………………27
Глава II. Особенности интереса у детей старшего дошкольного возраста к мультфильмам на литературной основе (по результатам констатирующего эксперимента)……………………………………………28
2.1. Задачи и методика констатирующего эксперимента…………………….28
2.2. Результаты констатирующего эксперимента ……………………………32
Выводы по II главе …………………………………………………………….41
Глава III. Педагогическая технология развития интереса к мультфильмам на литературной основе у старших дошкольников ….42
Заключение……………………………………………………………………..48
Список использованной литературы ……………………………………….50
Список использованной литературы
1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред.
Г.И. Щукиной. -М.: Педагогика, 1984. - 128 с.
2. Алешина И.Н., Андреева А.А., Тычинина Ю.Н. Об особенностях восприятия дошкольниками российских мультфильмов // Вестник КРСУ. 2013. Т. 13. № 3 (73). С. 73–77.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания./ Ананьев Б.Г. и др. 3-е изд. - СПб.: Питер., 2001. - 282с.
4. Анимация как феномен культуры : материалы второй между-нар. науч.-практ. конф., 26-28 апреля 2006 года, Москва, ВГИК / Всероссийский гос. ин-т кинематографии им. С.А. Герасимо-ва ; сост. и науч. ред. Н.Г. Кривуля. – М. : ВГИК, 2006. – 230 с.
5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. Марцинковская Т.Д. Искусство в современном мире – новые формы и новые старые механизмы воздействия // Культурно-историческая психология. 2007. № 2. C. 56–61.
6. Асенин С.В. Волшебники экрана. [Электронный документ] www.3d-master.org/volshebniki/7.htm.
7. Астафьева, О.В. Экранизация детской литературы в советской анимации // Современное начальное образование: итоги и пер-спективы развития : сборник материалов всероссийской науч-но-методической конференции, посвящѐнной 10-летию факуль-тета начальных классов. 11-12 марта 2009 года / под ред. О.И. Плешковой. – Барнаул : АлтГПА, 2009. – С. 7-16.
8. Астафьева, О.В. Литература и анимация: соперники или союзники? // Эстетическое пространство детства и формирование культурного поля школьника : материалы Четвѐртой всерос-сийской научно-методической конференции (Санкт-Петербург, 11-12 февраля 2009 г.). – СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. – С. 20-26.
9. Астафьева, О. В. Литература и анимация: соперники или союзники? / О. В. Астафьева // Эстетическое пространство детства и формирование культурного поля школьника : материалы Четвёртой всероссийской научно-методической конференции (Санкт-Петербург, 11-12 февраля 2009 г.). — СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. — С. 20—26.
10. Баженова Л.М. Искусство экрана в художественно-творческом развитии детей. 1–4-е классы: методическое пособие. М.: Русское слово, 2011.
11. Баженова Л.М. Психологические особенности восприятия фильмов и телевизионных передач младшими школьниками / Л.М. Баженова // Начальная школа. 1995. № 10.
12. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э.А. Баранова. - СПб.: Речь, 2005.-128 с.
13. Беляев М.Ф. Психология интереса: Дис. ... д-ра психол. наук. Иркутск, 1954.
Описание методики проведения: детям читался короткий отрывок из литературного произведения, сюжет которого является основой сценария мультфильма, после чего демонстрировались два фрагмента из мультфильмов поданному произведению, снятых на разных мультипликационных студиях, в одном стиле мультипликации. Детям предлагалось выбрать, какой из мультфильмов им понравился больше и отметить, насколько похожи книга и мультфильм на ленте расстояния: «книга — мультфильм». После чего детей опрашивали, что в выбранном ими мультфильме понравилось им больше, чем во втором мультфильме. Оценивалась есть ли зависимость между близостью литературного сюжета к мультипликационной инсценировки и выбором детьми мультфильма. Какие факторы влияют на предпочтение детьми той или иной мультипликационной инсценировки?