Формирование толерантности у детей младшего школьного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современные глобальные изменения в культуре, экономике и политике предельно обостряют вопросы, связанные с отношением к ?другому?, ?иному?, ?чужому?. Сосуществование государств с разными политическими системами и разным уровнем экономического развития, с разными национально-культурными традициями, обострение религиозных противоречий выдвигают проблему развития чувства толерантности как центральную на рубеже третьего тысячелетия. Все эти процессы в полной мере обнаруживаются в Казахстане.
Казахстан – полиэтническое государство, в составе которого проживают представители более 130 этносов и этнических групп. Конституция Республики Казахстан гарантирует защиту интересов всех граждан независимо от этнической, расовой, религиозной или иной принадлежности. В ее нормах заложена основа для доверия и взаимоуважения между всеми этническими группами [1].
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 10
1.1 Анализ проблемы формирования толерантности психолого-педагогической литературе 10
1.2 Способы формирования толерантности у учащихся младшего школьного возраста 23
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34
2.1 Диагностика уровня сформированности толерантности у учащихся младшего школьного возраста 34
2.2 Педагогический эксперимент по формированию толерантности у учащихся младшего школьного возраста и анализ результатов исследования 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[1] Конституция Республики Казахстан – Астана, 1995. - ИПС «Әділет». – [Электронный ресурс] - adilet.zan.kz.
[2] Демиуова М.Е. Актуальные проблемы социализации школьников в условиях реформирования системы образования Республики Казахстан // Воспитание школьника. Республиканский научно–методический журнал. – 2019. – №1. С. 6 – 9.
[3] Стратегия Ассамблеи народа Казахстана на долгосрочный период // Утверждена Указом Президента Республики Казахстан № 856. – 2002. – 26 апреля. – 33 с. – [Электронный ресурс] - https://adilet.zan.kz/rus/docs/U020000856_
[4] Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства»14.12.2012. – [Электронный ресурс] - https://www.akorda.kz/ru/events/astana_kazakhstan/participation_in_events/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-lidera-nacii-nursultana-nazarbaeva-narodu-kazahstana-strategiya-kazahstan-2050-novyi-politicheskii.
[5] Калиханова К. Выбор Казахстана: толерантность и созидание // Казахстанская правда. 2019. – 33 с.
[6] Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях учебно-воспитательного процесса в организациях среднего образования Республики Казахстан в 2021-2022 учебном году». – Нур-Султан: НАО имени Ы. Алтынсарина, 2021. – 338 с.
[7] Концептуальные основы воспитания в условиях реализации программы «Рухани Жаңғыру». – Астана, 2019. – [Электронный ресурс] - https://nao.kz/loader/fromorg/2.
[8] Муканова С.Д. Перспективы развития школьного образования // Справочник руководителя образовательного учреждения, 2019. – № 5. – С. 40 – 48.
[9] Закон Республики Казахстан от 09.04.16 г. № 501-V «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.12.2017 г.). – [Электронный ресурс] - https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30118747&show_di=1.
[10] Концепция государственной политики Республики Казахстан в интересах детей до 2030 года - [Электронный ресурс] - http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1000001113.
[11] Концепция развития образования Республики Казахстан до 2025 года. – Нур-Султан, 2021. - [Электронный ресурс] - https://legalacts.egov.kz/npa/view?id=12629438.
[12] Концепция укрепления и развития казахстанской идентичности и единства – [Электронный ресурс] - https://tengrinews.kz/zakon/prezident_respubliki_kazahstan/konstitutsionnyiy_stroy_i_osnovyi_gosudarstvennogo_upravleniya/id-U1500000147/.
[13] Гуров В.Н. Теория и методика работы школы с семьей: диссертация д–ра пед. наук. – М. Принт, 2019. – 345 с.
[14] Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. – М.: УРАО, 2018. – 288 с.
[15] Гуров В.Н., Вульфов Б.З., Галяпина В.Н. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. – М.: Юрайт, 2017. – 240 с.
[16] Тен Ю.П. Культурология и межкультурная коммуникация. – М., 2020. – 300 с.
[17] Леонтович О.А. Введение в межкультурную коммуникацию. – М.: Гардарики, 2019. – 230 с.
[18] Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. Пособие. – Воронеж: Изд–во ВГТУ, 2020. – 175 с.
[19] Грушевицкая Т.Г., Попков В.Л., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. – М.: Речь, 2021. – 170 с.
[20] Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. – М.: Логос, 2019. – 400 с.
[21] Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности. – М.: «Ось–89», 2018. – 120 с.
[22] Пашкевич А.В. Толерантность: концептуальный анализ и способы измерения: Автореф. дис… канд. соц. наук. – М.: Принт, 2020. – 157 с.
[23] Тугжанов Е.Л. Политика межэтнической толерантности и общественного согласия в Республике Казахстан: политологический анализ. – Автореф. дисс… канд. пед. наук. – Алматы: Принт, 2012. – 40 с.
[24] Коркитова Ж. Астана. Быть Человеком – это огромное достоинство. Материалы Всемирного форума духовной культуры. – Астана, 2020. – [Электронный ресурс] - www.news.mail.ru.inworld.kazakhstan.
[25] Декларация принципов толерантности // Генеральная конференция ЮНЕСКО от 16 ноября 1995. – 45 с. – [Электронный ресурс] - http://evolkov.net/conflict/Hasan.B.Conflict.resolution/10.dekl.pdf
[26] Послание Назарбаева к народу Казахстана «Нұрлы жол – путь в будущее». – Астана, 2014. – [Электронный ресурс] - https://adilet.zan.kz/rus/docs/K14002014_2.
[27] Олпорт Г. Природа предубеждения. Век толерантности. - М.: Сфера, 2021. – 320 с.
[28] Риэрдон Б.Э. Толерантность – дорога к миру. - М.: Бонфи, 2021. – 304 с.
[29] Лекторский В.А. Философия, познание, культура. М.: Канон, 2021. – 384 с.
[30] Мацковский М.С. Толерантность как объект социологического исследования // Межкультурный диалог: исследования и практика. Под ред. Г.У. Солдатовой, Т.Ю. Прокофьевой, Т.А. Лютой. – М.: Центр СМИ МГУ им. М.В. Ломоносова, 2018. – С. 143 – 146.
[31] Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей. М. — Воронеж: Московский психолого-социальный институт, 2020. – 210 с.
[32] Бондырева С.К., Колесов Д.В. Духовность (психология, социология, семантика). – М.: 2020. – 300 с.
[33] Едыгова Н.П. Воспитание межнациональной толерантности в поликультурной среде: Автореф. дис… канд. пед. наук. – Майкоп, 2021. – 195 с.
[34] Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. – Ярославль. – Академия развития. – 2019. – 193 с.
[35] Никифоров А.В. Воспитание этноконфессиональной толерантности в сфере образования Республики Казахстан // Ассамблея народа Казахстана как институт укрепления и развития этноконфессионального согласия: материалы международной научно–теоретической конференции. – Петропавл. – 2015. – С. 175 – 178.
[36] Мамышева З.З. Подходы к исследованию поликультурной образовательной среды как аспекта воспитания младших школьников. - Майкоп: Изд–во МГТУ. 2020. – 124 с.
[37] Тишков З.А. Толерантность и согласие. // Материалы международной конференции. Якутск, 2019. – 120 с.
[38] Попова Е. В. Предпосылки и условия формирования толерантности личности на разных возрастных этапах // Концепт. – 2015. – № 3. – С. 27 – 28.
[39] Барышникова Г. Б. Исследование проблемы толерантности в младшем школьном возрасте // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: сб. науч. ст. – М.: С. 268 – 270.
[40] Нижегородцева Н. В. Психологические механизмы и условия развития толерантности в детском возрасте: культурно–исторический подход // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: сб. науч. ст. / под науч. ред. М.В. Новикова, Н.В. Нижегородцевой. – Ярославль: Изд–во ЯГПУ, 2021. – С. 21 – 23.
[41] Таюрская Т.С. Формирование толерантного поведения подростков (На примере школ Республики Саха (Якутия)) : Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. – Якутск: РГБ ОД, 2020. - 155 c.
[42] Смирнова Е. О. Развитие толерантности в раннем и дошкольном детстве // Возрастные особенности формирования толерантности. Труды по социологии образования. Т. VIII. Вып. XIV / под ред. В. С. Собкина. – М.: Центр социологии образования РАО, 2021. – С. 64 – 130.
[43] Иванова Е.М. К проблеме формирования толерантных взаимоотношений младших школьников. – М: Р2016. – 3. – С. 48 – 54.
[44] Колчин С.А. Коммуникативная компетенция: развитие речевой культуры // Русский язык и литература в казахской школе. – 2016. - №2. – С. 47 – 52.
[45] Иванцова О.В. Формирование коммуникативной компетенции: Лингвистический и лингводидактический подход // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе: Тезисы докладов IX ежегодной Всероссийской межвузовской научно–методической конференции. – СПб.: 2019. – С. 89 – 91.
[46] Строганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности). – М.: Педагогическое общество России, 2017. – 128 с.
[47] Вульфов В.З. Воспитание толерантности: сущность и средства // Внешкольник. – 2020. – №6. – С. 12–16.
[48] Безюлева Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение. – М. : Вербум–М, 2021. – 168 с
[48] Барабанова В.В., Мухортова Е.А. Опыт изучения толерантности подростков // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: сб. науч. ст. – 2019. - С. 211 – 213.
[49] Пчелинцева И.Р. Толерантность и школьник. – М.: Мозаика – Синтез, 2021. – 193 с.
[50] Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе: метод. материалы. – СПб.: КАРО, 2017. – 128 с. 48
[51] Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 20184. – 240 с. [52] Грива О.А. Социально–педагогическая работа по воспитанию толерантности у детей и молодежи. – Ялта: Артек ГИА, 2021. – 240 с.
[53] Лепешев Д.В. Воспитательно–образовательная среда как фактор по формированию, воспитанию и развитию толерантности // Воспитание школьника. Республиканский научно–методический журнал. – 2016. – № 3. – С. 13 – 21.
[54] Клепцова Е.Ю. Терпимое отношение к ребенку: психологическое содержание, диагностика коррекция. – М.: Академический проект, 2021. – 192 с.
[55] Макарова Т.В., Ларионова Г.Ф. Толерантность и правовая культура школьников. Методические рекомендации. – М.: Сфера, 2018. – 80 с.
[56] Воспитание толерантности: сб. ст. / под ред. Е.Д. Еремеевой. – Самара: Учебная литература; Федоров, 2021. – 144 с.
В этой интерпретации понимание означает признание прав другого, представление о другом как о равном, стремление к пониманию и любви, готовность в присутствии других людей и культур признавать друг друга и сознательно сотрудничать с ними. принцип веры и уважения.
Оксфордский словарь определяет терпение как ?готовность и способность принять кого-то или что-то без сопротивления или трудностей?. Однако исследователь Б.Е. Рирдон утверждает, что это определение неверно, поскольку ?Толерантность — это не оценка и уважение к убеждениям и действиям других людей, а оценка и уважение ?других людей?, отличных от нас. Другие знают (должны знать) людей и индивидов как представителей этносов, к которым они принадлежат. Это определение особенно актуально для многих этносов, поскольку Объективом больного является лицо различных этносов и самих этносов [28].
В. Лекторский выделил четыре основных механизма и науч