Формирование толерантности у детей младшего школьного возраста

В данной дипломной работе рассмотрена проблема формирования толерантности у младших школьников. В ходе исследования автором проводилась диагностика сформированности толерантности учащихся 3-х классов. С этой целью была использована «Методика изучения чувства толерантности», диагностика коммуникативной толерантности В.В. Бойко, методика «Кинотеатр».
Author image
Radik
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
05.10.2022
Объем файла
343 Кб
Количество страниц
43
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
1920 руб.
2400 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современные глобальные изменения в культуре, экономике и политике предельно обостряют вопросы, связанные с отношением к ?другому?, ?иному?, ?чужому?. Сосуществование государств с разными политическими системами и разным уровнем экономического развития, с разными национально-культурными традициями, обострение религиозных противоречий выдвигают проблему развития чувства толерантности как центральную на рубеже третьего тысячелетия. Все эти процессы в полной мере обнаруживаются в Казахстане.
Казахстан – полиэтническое государство, в составе которого проживают представители более 130 этносов и этнических групп. Конституция Республики Казахстан гарантирует защиту интересов всех граждан независимо от этнической, расовой, религиозной или иной принадлежности. В ее нормах заложена основа для доверия и взаимоуважения между всеми этническими группами [1].
 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ4

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 10

1.1 Анализ проблемы формирования толерантности психолого-педагогической литературе 10

1.2 Способы формирования толерантности у учащихся младшего школьного возраста 23

2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО  ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34

2.1 Диагностика уровня сформированности толерантности у учащихся младшего школьного возраста 34

2.2 Педагогический эксперимент по формированию толерантности у учащихся младшего школьного возраста и анализ результатов исследования 45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64

ПРИЛОЖЕНИЕ 70

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[1] Конституция Республики Казахстан – Астана, 1995. - ИПС «Әділет». – [Электронный ресурс] - adilet.zan.kz. 
[2] Демиуова М.Е. Актуальные проблемы социализации школьников в условиях реформирования системы образования Республики Казахстан // Воспитание школьника. Республиканский научно–методический журнал. – 2019. – №1. С. 6 – 9.
[3] Стратегия Ассамблеи народа Казахстана на долгосрочный период // Утверждена Указом Президента Республики Казахстан № 856. – 2002. – 26 апреля. – 33 с. – [Электронный ресурс] - https://adilet.zan.kz/rus/docs/U020000856_
[4] Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства»14.12.2012. – [Электронный ресурс] - https://www.akorda.kz/ru/events/astana_kazakhstan/participation_in_events/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-lidera-nacii-nursultana-nazarbaeva-narodu-kazahstana-strategiya-kazahstan-2050-novyi-politicheskii. 
[5] Калиханова К. Выбор Казахстана: толерантность и созидание // Казахстанская правда. 2019. – 33 с.
[6] Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях учебно-воспитательного процесса в организациях среднего образования Республики Казахстан в 2021-2022 учебном году». – Нур-Султан: НАО имени Ы. Алтынсарина, 2021. – 338 с. 
[7] Концептуальные основы воспитания в условиях реализации программы «Рухани Жаңғыру». – Астана, 2019. – [Электронный ресурс] - https://nao.kz/loader/fromorg/2.
[8] Муканова С.Д. Перспективы развития школьного образования // Справочник руководителя образовательного учреждения, 2019. – № 5. – С. 40 – 48.
[9] Закон Республики Казахстан  от 09.04.16 г. № 501-V «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.12.2017 г.). – [Электронный ресурс] - https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30118747&show_di=1.
[10] Концепция государственной политики Республики Казахстан  в интересах детей до 2030 года - [Электронный ресурс] -  http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1000001113.
[11] Концепция развития образования Республики Казахстан до 2025 года. – Нур-Султан, 2021. - [Электронный ресурс] - https://legalacts.egov.kz/npa/view?id=12629438.
[12] Концепция укрепления и развития казахстанской идентичности и единства – [Электронный ресурс] -  https://tengrinews.kz/zakon/prezident_respubliki_kazahstan/konstitutsionnyiy_stroy_i_osnovyi_gosudarstvennogo_upravleniya/id-U1500000147/.
[13] Гуров В.Н. Теория и методика работы школы с семьей: диссертация д–ра пед. наук. – М. Принт, 2019. – 345 с.
[14] Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. – М.: УРАО, 2018. – 288 с.
[15] Гуров В.Н., Вульфов Б.З., Галяпина В.Н. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. – М.: Юрайт, 2017. – 240 с.
[16] Тен Ю.П. Культурология и межкультурная коммуникация. – М., 2020. – 300 с.
[17] Леонтович О.А. Введение в межкультурную коммуникацию. – М.: Гардарики, 2019. – 230 с.
[18] Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. Пособие. – Воронеж: Изд–во ВГТУ, 2020. – 175 с.
[19] Грушевицкая Т.Г., Попков В.Л., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. – М.: Речь, 2021. – 170 с.
[20] Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. – М.: Логос, 2019. – 400 с.
[21] Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности. – М.: «Ось–89», 2018. – 120 с.
[22] Пашкевич А.В. Толерантность: концептуальный  анализ и способы измерения: Автореф. дис… канд. соц. наук. – М.: Принт, 2020. – 157 с.
[23] Тугжанов Е.Л. Политика межэтнической толерантности и общественного согласия в Республике Казахстан: политологический анализ. – Автореф. дисс… канд. пед. наук. – Алматы: Принт, 2012. – 40 с.
[24] Коркитова Ж. Астана. Быть Человеком – это огромное достоинство.  Материалы Всемирного форума духовной культуры. – Астана, 2020. – [Электронный ресурс] - www.news.mail.ru.inworld.kazakhstan. 
[25] Декларация принципов толерантности // Генеральная конференция ЮНЕСКО от 16 ноября 1995. – 45 с. – [Электронный ресурс] - http://evolkov.net/conflict/Hasan.B.Conflict.resolution/10.dekl.pdf
[26] Послание Назарбаева к народу Казахстана «Нұрлы жол – путь в будущее». – Астана, 2014. – [Электронный ресурс] - https://adilet.zan.kz/rus/docs/K14002014_2.
[27] Олпорт Г. Природа предубеждения. Век толерантности. - М.: Сфера, 2021. – 320 с.
[28] Риэрдон Б.Э. Толерантность – дорога к миру. - М.: Бонфи, 2021. – 304 с.
[29] Лекторский В.А. Философия, познание, культура. М.: Канон, 2021. – 384 с.
[30] Мацковский М.С. Толерантность как объект социологического исследования // Межкультурный диалог: исследования и практика. Под ред. Г.У. Солдатовой, Т.Ю. Прокофьевой, Т.А. Лютой. – М.: Центр СМИ МГУ им. М.В. Ломоносова, 2018. – С. 143 – 146.
[31] Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей.  М. — Воронеж: Московский психолого-социальный институт, 2020. – 210 с.
[32] Бондырева С.К., Колесов Д.В. Духовность (психология, социология, семантика). – М.: 2020. – 300 с.
[33] Едыгова Н.П. Воспитание межнациональной толерантности в поликультурной среде: Автореф. дис… канд. пед. наук. – Майкоп, 2021. – 195 с.
[34] Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. – Ярославль. – Академия развития. – 2019. – 193 с.
[35] Никифоров А.В. Воспитание этноконфессиональной толерантности в сфере образования Республики Казахстан // Ассамблея народа Казахстана как институт укрепления и развития этноконфессионального согласия: материалы международной научно–теоретической конференции. – Петропавл. – 2015. – С. 175 – 178.
[36] Мамышева З.З. Подходы к исследованию поликультурной образовательной среды как аспекта воспитания младших школьников. - Майкоп: Изд–во МГТУ. 2020. – 124 с.
[37] Тишков З.А. Толерантность и согласие. // Материалы международной конференции. Якутск, 2019. – 120 с. 
[38] Попова Е. В. Предпосылки и условия формирования толерантности личности на разных возрастных этапах // Концепт. – 2015. – № 3. – С. 27 – 28. 
[39] Барышникова Г. Б.  Исследование проблемы толерантности в младшем школьном возрасте // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: сб. науч. ст. –  М.: С. 268 – 270.
[40] Нижегородцева Н.  В.  Психологические механизмы и условия развития толерантности в детском возрасте: культурно–исторический подход // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: сб. науч. ст. / под науч. ред. М.В. Новикова, Н.В. Нижегородцевой. – Ярославль: Изд–во ЯГПУ, 2021. – С. 21 – 23. 
[41] Таюрская Т.С. Формирование толерантного поведения подростков (На примере школ Республики Саха (Якутия)) : Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. – Якутск: РГБ ОД, 2020. -  155 c. 
[42] Смирнова Е. О. Развитие толерантности в раннем и дошкольном детстве // Возрастные особенности формирования толерантности. Труды по социологии образования. Т. VIII. Вып. XIV / под ред. В. С. Собкина. – М.: Центр социологии образования РАО, 2021. – С. 64 – 130.
[43] Иванова Е.М. К проблеме формирования толерантных взаимоотношений младших школьников. – М: Р2016. – 3. – С. 48 – 54.
[44] Колчин С.А. Коммуникативная компетенция: развитие речевой культуры // Русский язык и литература в казахской школе. – 2016. - №2. – С. 47 – 52.
[45] Иванцова О.В. Формирование коммуникативной компетенции: Лингвистический и лингводидактический подход // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе: Тезисы докладов IX ежегодной Всероссийской межвузовской научно–методической конференции. – СПб.: 2019. – С. 89 – 91.
[46] Строганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности). – М.: Педагогическое общество России, 2017. – 128 с.
[47] Вульфов В.З. Воспитание толерантности: сущность и средства // Внешкольник. – 2020. – №6. – С. 12–16. 
[48] Безюлева Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение. – М. : Вербум–М, 2021. – 168 с
[48] Барабанова В.В., Мухортова Е.А. Опыт изучения толерантности подростков // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: сб. науч. ст. – 2019. - С. 211 – 213.
[49] Пчелинцева И.Р. Толерантность и школьник. – М.: Мозаика – Синтез, 2021. – 193 с.
[50] Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе: метод. материалы. – СПб.: КАРО, 2017. – 128 с. 48 
[51] Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 20184. – 240 с. [52] Грива О.А. Социально–педагогическая работа по воспитанию толерантности у детей и молодежи. – Ялта: Артек ГИА, 2021. – 240 с.
[53] Лепешев Д.В. Воспитательно–образовательная среда как фактор по формированию, воспитанию и развитию толерантности // Воспитание школьника. Республиканский научно–методический журнал. – 2016. – № 3. – С. 13 – 21.
[54] Клепцова Е.Ю. Терпимое отношение к ребенку: психологическое содержание, диагностика коррекция. – М.: Академический проект, 2021. – 192 с.
[55] Макарова Т.В., Ларионова Г.Ф. Толерантность и правовая культура школьников. Методические рекомендации. – М.: Сфера, 2018. – 80 с.
[56] Воспитание толерантности: сб. ст. / под ред. Е.Д. Еремеевой. – Самара: Учебная литература; Федоров, 2021. – 144 с.

В этой интерпретации понимание означает признание прав другого, представление о другом как о равном, стремление к пониманию и любви, готовность в присутствии других людей и культур признавать друг друга и сознательно сотрудничать с ними. принцип веры и уважения.
Оксфордский словарь определяет терпение как ?готовность и способность принять кого-то или что-то без сопротивления или трудностей?. Однако исследователь Б.Е. Рирдон утверждает, что это определение неверно, поскольку ?Толерантность — это не оценка и уважение к убеждениям и действиям других людей, а оценка и уважение ?других людей?, отличных от нас. Другие знают (должны знать) людей и индивидов как представителей этносов, к которым они принадлежат. Это определение особенно актуально для многих этносов, поскольку Объективом больного является лицо различных этносов и самих этносов [28].
В. Лекторский выделил четыре основных механизма и науч