Методика изучения темы «Сортировка массивов» в школьном курсе информатики
Введение
Актуальность исследования. Каждый день информационные технологии все больше внедряются в жизнь человека. Сегодня, даже наиболее древние профессии нуждаются в компьютерных программах и различных IT- технологиях. В связи с этим в школах и был введен курс информатики, ведь дети обучаются гораздо легче и быстрее, чем взрослые. Кроме того, практически у всех современных школьников дома есть ПК, на которых они с удовольствием оттачивают свои знания после уроков. Необходимость отсортировать какие–либо величины возникает в программировании очень часто. К примеру, входные данные подаются «вперемешку», а вашей программе удобнее обрабатывать упорядоченную последовательность. Существуют ситуации, когда предварительная сортировка данных позволяет сократить содержательную часть алгоритма в разы, а время его работы - в десятки раз. Исходя из вышесказанного, следует актуальность темы исследования, а именно методический аспект преподавания темы «Сортировка массивов» в школьном курсе информатики. Степень разработанности проблемы: на основе анализа учебно-методической литературы по данной теме и проведения собственного исследования можно сделать вывод, что необходимо усовершенствовать методику преподавания темы «Сортировка массивов» в школьном курсе информатики. Для этого необходимо улучшить содержание, методы и формы организации учебной деятельности, а так же для активизации деятельности разработать цифровые ресурсы.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ «СОРТИОВКА МАССИВОВ» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ………………………………………………………………………7
1.1 Анализ ФГОС ПООП в рамках изучения содержательной линии «Сортировка массивов» в школьном курсе информатики ………………………………………….7
1.2 Анализ преподавания темы «Сортировка массивов» в школьном курсе информатики …………………………………………………………………………...8
ГЛАВА II. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕМЫ БАЗОВОГО УГЛУБЛЁННОГО УРОВНЯ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ ТЕМЫ «СОРТИРОВКА МАССИВОВ» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ ……13
2.1 Цели и задачи изучения темы «Сортировка массивов» в школьном курсе информатики ………………………………………………………………………….13
2.2 Календарно-тематическое планирование по теме «Сортировка массивов» в школьном курсе информатики ………………………………………………………15
2.3 Методические рекомендации к организации и проведению уроков …………22
2.4 Поурочные разработки уроков по теме «Сортировка массивов» в школьном курсе информатики …………………………………………………………………..22
Урок №1. «Понятие алгоритма и структуры данных. Сортировка.
Основные понятия и определения» ............................................................................22
Урок №2. «Сортировка подсчётом» ...........................................................................26
Урок №3. «Сортировка методом выбора» .................................................................30
Урок №4. «Сортировка пузырьком» ...........................................................................35
Урок №5. «Сортировка методом вставок» .................................................................39
Урок №6. «Сортировка методом Шелла» ...................................................................44
Урок №7. «Пирамидальная сортировка» ...................................................................48
Урок №8. «Быстрая сортировка» ................................................................................58
Урок №9. «Сортировка слиянием» .............................................................................64
Урок №10. «Итоговое тестирование» ……………………………………………….70
Не найдено
Сортировка Шелла - алгоритм сортировки, являющийся усовершенствованным вариантом сортировки вставками. Идея метода Шелла состоит в сравнении элементов, стоящих не только рядом, но и на определённом расстоянии друг от друга. Иными словами — это сортировка вставками с предварительными «грубыми» проходами. (Слайд 2) Сегодня на уроке мы изучим алгоритм сортировки Шелла, рассмотрим плюсы и минусы данной сортировки. Изучение нового теоретического материала. Этот метод сортировки Д. Шелл предложил в 1959 г. Он использует минимум памяти и показывает высокие скорости при сортировке. По сути в методе Шелла применяются сравнения и перестановки элементов аналогичные методу вставок, но при этом порядок сравниваемых элементов совершенно другой. Идея сортировки методом Шелла состоит в том, чтобы сортировать элементы отстоящие друг от друга на некотором расстоянии step. Затем сортировка повторяется при меньших значениях step, и в конце процесс сортировки Шелла завершается при step = 1 (а именно обычной сортировкой вставками).