Особенности когнитивных стилей у детей с нарушениями речи
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В структуре дефекта у детей с речевой патологией наблюдается снижение не только уровня речевого развития, но и снижение уровня познавательной сферы. Раскрытие связей между речевыми нарушениями и другими сторонами психической деятельности, помогает найти пути воздействия на психические процессы, участвующие в образовании речевого дефекта. Соответственно наряду с непосредственным исправлением речевых нарушений открывается возможность воздействовать на те или иные особенности психического развития, прямо или косвенно мешающие нормальному функционированию речевой деятельности. Познавательная сфера (внимание, восприятие, память, воображение, мышление) являются составной частью любой человеческой, в том числе и речевой деятельности. Среди исследователей, занимавшихся изучением познавательного раз-вития детей с речевой патологией, можно назвать таких, как Л.С.Цветкова, Т.М.Пирцхалайшвили, Е. М.Мастюкова, Н.А.Чевелева, Г.С.Сергеева, которые исследовали разные периоды восприятия; Г. С.Гуменная, изучавшая особенность памяти; О.Н.Усанова, Ю.Ф.Гаркуша, Т.А.Фотекова, исследовавшие внимание; И.Т.Власенко, Г.В.Гуровец, Л.Р.Давидович, Л.А.Зайцева, В.А.Ковшиков, Ю.А.Элькин, О.Н.Усанова, изучавшие своеобразие различных форм мышления; В.П.Глухов, исследовавший воображение. Е.М.Мастюкова в своих исследованиях указывает, что «у многих детей с речевыми нарушениями при формально сохранном интеллекте имеют место выраженные трудности обучения, своеобразное неравномерное дисгармоничное отставание всех психических процессов». Поэтому, для того чтобы понять причину нарушения или недоразвития речи необходимо знать состояние познавательной сферы ребенка, и необходимо рассматривать каждый психический процесс в отдельности.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ И
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ
РЕЧИ 6
1.1. Понятие когнитивных стилей и познавательных процессов, их виды 6
1.2. Особенности развития познавательных процессов у детей
дошкольного возраста с нарушениями речи 21
1.3. Особенности развития познавательных процессов у детей
с нарушениями речи 24
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО РАЗВИТИЮ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ДЕТСКОМ САДУ 29
2.1. Цель, задачи, организация и методы исследования 29
2.2. Содержание психолого-педагогической деятельности по развитию когнитивных стилей и познавательных процессов у детей с нарушениями речи в детском саду 36
2.3. Результаты исследования развитию когнитивных стилей и познава-тельных процессов у детей с нарушениями речи в детском саду 37
2.4. Педагогические рекомендации по учету когнитивных стилей и
развитию познавательных процессов в работе с детьми, имеющими
нарушения речи 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архипова, Е.Ф. Дети с тяжелыми нарушениями речи в ДОО. Реко-мендации к содержанию адаптированных образовательных программ до-школьного образования [Текст] / Е.Ф. Архипова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2016. – № 4. – С. 58-63.
2. Баданина, Л.П. Диагностика и развитие познавательных процессов [Текст] / Л.П. Баданина. – М.: Флинта, 2017. – 264 с.
3. Барсукова, О.В. Индивидуально ориентированная программа работы педагога-психолога с ребенком с тяжелым нарушением речи [Текст] / О.В.Барсукова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. – №4. – С. 46-49.
4. Билетина, Т.А. Зрительное восприятие в логопедической практике: пропедевтика и развитие [Текст] / Т.А. Билетина, Н.А. Щеглова, Л.А. Шушкова // Молодой ученый. – 2017. – №9. – С. 307-310.
5. Бобокулова, Г.Ш. Основные положения определения развития вни-мания [Текст] / Г.Ш. Бобокулова // Молодой ученый. – 2016. – №9. – С. 1020-1022.
6. Болотникова, Е.С. Особенности формирования связной речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Е.С. Болотникова, И.А. Коробейникова, С.И. Шитова // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты. – Пермь: ИП Сигитов Т.М., 2018. – С. 180-183.
7. Ватрич, И.А. Комплексный подход к психолого-педагогической коррекции недостатков связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / И.А. Ватрич // Молодой ученый. – 2018. – №20. – С. 59-61.
8. Волковская, Т.Н. Специфика психологического сопровождения детей с недостатками речи [Текст] / Т.Н. Волковская // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы международной научно-практической конференции. – М.: Спутник+, 2017. – С.75-78.
9. Волковская, Т.Н. Теоретический анализ научных исследований по проблеме психологического изучения детей с нарушениями речи [Текст] / Т.Н. Волковская // Вестник ЛГУ. – 2016. – № 3. – С. 51-60.
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выгот-ский. – М.: АСТ, 2015. – 678 с.
11. Гаврилушкина, О.П. Ребенок отстает в развитии? Семейная школа [Текст]: учебно-методическое пособие / О.П. Гаврилушкина. – М. Дрофа, 2019. – 207 с.
12. Гетманенко, Ю.Д. Подготовка детей с тяжелыми нарушениями речи к школьному обучению в системе коррекционно-логопедической работы (из личного опыта) [Текст] / Ю.Д. Гетманенко // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 213-215.
13. Гольнева, А.В. Творческое воображение детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / А.В. Гольнева // Аллея науки. – 2017. – Т. 5. – №16. – С. 927-929.
14. Гусельникова А.М. Использование сказок в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи [Текст] / А.М. Гусельникова, Ю.Б. Ткач // Молодой ученый. – 2016. – №24. – С. 446-448.
15. Диянова, З.В. Общая психология. Познавательные процессы [Текст]: учебное пособие / З.В. Диянова, Т.М. Щеголева. – М.: Юрайт, 2018. – 149 с.
16. Иовенко, Е.Ю. Внимание как психологический ресурс [Текст] / Е.Ю. Иовенко // Молодой ученый. – 2015. – №12. – С. 409-412.
17. Капицына, Г.А. Использование технологии логоритмических игр и упражнений в коррекционно-речевой и педагогической практике специалистами ДОУ [Текст] / Г.А. Капицына // Молодой ученый. – 2016. – №12.6. – С. 40-43.
18. Картушина, М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду [Текст] / М.Ю. Картушина. – М.: Сфера, 2014. – 126 с.
19. Киреева, З.А. Психология познавательных процессов [Текст] / З.А. Киреева. – М.: РИОР, 2018. – 137 с.
Средний уровень развития познавательных процессов продемонстри-ровали четверо детей (20%), уровень развития познавательных процессов ниже среднего выявлен у 12 детей (60%), низкий уровень развития познава-тельных процессов диагностирован у четверых детей (20%). Таким образом, можно прийти к выводу, что большая часть детей с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста демонстрирует уровень развития познавательных процессов ниже среднего. Основные методы работы: словесные методы (с опорой и без опоры на наглядность); наглядные методы; практические методы (орудийно-манипулятивный, конструктивный, изобразительно-графический).