Роль сенсорного развития в формировании понятий «один» и «много» у детей младшей группы ДОУ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Дошкольное детство является сензитивным для развития всех сторон личности ребенка. Однако, акцентируя внимания на определенном возрастном периоде, следует отметить те стороны развития дошкольника, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. Таковым является сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. По данным А. Г. Маклакова, восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. В период младшего дошкольного возраста ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Чувственный опыт является основным источником познания дошкольника. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………..... 3
1 Теоретические основы роли сенсорного развития в формировании понятий «один» и «много» у детей младшей группы ДОУ ……………. 6
1.1 Требования программы к сенсорному развитию у детей младшей группы ДОУ …………………………………………………………… 6
1.2 Методики сенсорного развития в формировании понятий «один» и «много» у детей дошкольного возраста……………………………… 10
2 Описание опытно-экспериментальной работы по выявлению роли сенсорного развития в формировании понятий «один» и «много» у детей младшей группы ДОУ................... 18
2.1 Первичная диагностика сенсорного развития в формировании понятий «один» и «много» у детей младшей группы ДОУ.…..……………………………………………………………….. 18
2.2 Сенсорное развитие в формировании понятий «один» и «много» у детей младшей группы ДОУ …………………………………………. 21
Заключение……………………………………………………………………. 27
Список использованных источников………………………………………... 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрамова, М. А. Беседы и дидактические игры на занятиях в ДОУ / М. А. Абрамова. – М.: Книга по Требованию, 2022. – 127 c. – ISBN 5-691-00709-2. – Текст: электронный. – URL: https://ukiik.ru/wp-content/uploads/2017/10/Didakticheskie-igryi.pdf (дата обращения: 11.05.2022).
2. Барчан, Т. А. Воздушные шарики. Дидактические игры от 2 до 5 лет / Т. А. Барчан. – М.: Карапуз, 2020. – 114 c. – ISBN 983-5-9772-0225-6. – Текст: электронный. – URL: https://www.stranamam.ru/post/5167406/ (дата обращения: 15.05.2022).
3. Боброва, Наталья Монтессори у вас дома. Сенсорное развитие / Наталья Боброва. – М.: Питер, 2019. – 96 c. – ISBN 5-09-000732-2. – Текст: электронный. – URL: https://www.labirint.ru/books/494969/ (дата обращения: 10.05.2022).
4. Волочаева, И. А. Геометрический город. Дидактическая игра. Выпуск 3 / И. А. Волочаева. – М.: Детство-Пресс, 2019. - 102 c. – ISBN 978-5-89349-622-2. – Текст: электронный. – URL: https://fb2lib.ru/detstvo-press/geometricheskiy-gorod/ (дата обращения: 18.05.2022).
5. Кудрявцева, Е. А. Сенсорное развитие детей 5-6 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения для организации совместной деятельности воспитателя и детей старшего возраста: 24 дидактические карты формата А4 на картоне и электронное пособие / Е. А. Кудрявцева, М. А. Пермякова. – Москва: Наука, 2020. – 102 c. – ISBN 987-5-9332-0162-3. – Текст: электронный. – URL: https://www.studmed.ru/kudryavceva-e-a-permyakova-m-a-sensornoe-razvitie-detey-cvet-forma-razmer-4-5-let_e994d75a7fa.html (дата обращения: 12.05.2022).
6. Кудрявцева, Е. А. Сенсорное развитие детей 3-4 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения для организации совместной деятельности воспитателя и детей младшего дошкольного возраста. ФГОС ДО (+ CD-ROM) / Е. А. Кудрявцева. – М.: Учитель, 2018. – 115 c. ISBN: 465-0-06-633445-6. – Текст: электронный. – URL: https://www.uchmag.ru/estore/e246140/ (дата обращения: 16.05.2022).
7. Кудрявцева, Е. А. Сенсорное развитие детей 4-5 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения для организации совместной деятельности воспитателя и детей среднего дошкольного возраста. ФГОС ДО (+ CD-ROM) / Е.А. Кудрявцева. – М.: Учитель, 2018. – 102 c. – ISBN 978-5-02-033000-9. – Текст: электронный. – URL: https://uchebniki.gdebirka.ru/sensornoe_razvitie_detej_4-5_let_cvet_forma_razmer_didakticheskie_igry_i_uprazhneniya_dlya_organizacii_sovmestnoj_deyatelnosti_vospitatelya_i_detej_srednego_doshkolnogo_vozrasta_fgos_do__cd-rom_1937749 (дата обращения: 18.05.2022).
8. Нищева, Н. В. Волшебное дерево. Календарь природы. Дидактическая игра / Н. В. Нищева. – М.: Детство-Пресс, 2020. – 65 c. – ISBN: 978-5-906852-96-0. – Текст: электронный. – URL: https://detstvo-press.ru/catalog/po-programmam/10-naglyadno-didakticheskie-posobiya/10-2-prirodnoe-okruzhenie/%D0%A3%D0%A2000001768/ (дата обращения: 21.05.2022).
Далее дети вновь получают по одному кубику. Воспитательница показывает две полки, нет ни одного кубика, и предлагает детям на одну полку поставить все красные кубики, на другую - все синие.
На смену кубикам появляются утки (серые селезни и белые утки) в соответствии с количеством детей, с ними проводится такое же упражнение.
Полученные детьми знания необходимо закрепить на следующих занятиях. С детьми надо провести три-четыре занятия, все время, меняя материал. В результате дети начинают относительно свободно пользоваться новыми словами, рассказывают, как они сами составляли «много» [6].
На следующих занятиях детей учат находить множества в окружающей обстановке и предметы, имеющиеся в единственном числе.
Работу начинают с упражнения в раскладывании указанного количества предметов (1, много) на 2 полосках разного цвета. Полоски размещаются слева и справа или вверху и внизу. Даются зад