Особенности восприятия архитектуры детьми дошкольного возраста в возрастной динамике
ВВЕДЕНИЕ
Тематикой нашего исследования является изучение восприятия архитектуры детьми дошкольного возраста в возрастной динамике.
Актуальность формирования процесса восприятия указана в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), где рекомендовано «развитие восприятия осуществлять в разнообразных видах деятельности: в процессе освоения окружающего мира, игровой, музыкальной, изобразительной, конструирования из разных материалов и др.». Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с художественно-эстетической деятельностью предусматривает согласно с ФГОС ДО следующее: «развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства».
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение....................................................................................................................................... 6
1 Теоретические основы проблемы восприятия изобразительного искусства детьми младшего дошкольного возраста ............................................................................................................ 10
1.1 Проблема художественного восприятия у детей младшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях........................................................................................ 10
1.2 Особенности восприятия архитектуры детьми дошкольного возраста........... 12
1.3 Возможности формирования восприятия архитектуры у детей 3-4 лет........... 20
2 Экспериментальное изучение особенностей восприятия архитектуры детьми 3-4 лет 31
2.1 Цель, задачи и методика изучения специфики восприятия архитектуры у детей 3-4 лет 31
2.2 Результаты диагностики восприятия архитектуры детьми 3-4 лет................... 34
Заключение ............................................................................................................41
Список использованных источников...................................................................44
Приложение А (обязательное) Образцы протоколов констатирующего эксперимента..........................................................................................................49
Приложение Б (обязательное) Сводные результаты констатирующего эксперимента..........................................................................................................57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Абдрахимова, Э.Ф. Развитие у дошкольников эстетического и ценностно-смыслового восприятия архитектуры родного города [Текст] / Э.Ф. Абдрахимова // Казанский педагогический журнал. 2016. № 2-2 (115). С. 318-323.
- Абдрахимова, Э.Ф. Развитие у дошкольников эстетического восприятия архитектуры родного города [Текст] / Э.Ф. Абдрахимова // Казанский педагогический журнал.– 2016.–№4.–С.56-59
- Архитектура // Новая иллюстрированная энциклопедия. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2018. — 256 с.
- Базыма, Б.А. Психология цвета: теория и практика [Текст] / Б.А. Базыма. – СПб.: Речь,2005.– 132с.
- Бакланова, Т.И. Педагогика народного художественного творчества: [Текст] /Т.И. Бакланова. - СПб.: Планета Музыки, 2018. - 160с.
- Барышникова, С.Ю. Архитектурная школа имени Папы Карла [Текст] / С.Ю. Барышникова. - М.: Линка-Пресс, 2006. - 446 с.
- Бологова, С.Ю. Художественно-творческое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с архитектурой: Автореф. дис…канд. пед. наук. [Текст] / С.И. Бологова.- М., 1996 – 18 с.
- Борчанинова, К.В. Диагностика интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга [Текст] / К.В. Борчанинова //Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста. Научно-методическое пособие. Часть 2: Педагогическая диагностика социокультурного опыта ребенка дошкольного возраста.– СПб.: 2008.– 123 с.
- Бутенко, Н.В. Образовательное пространство музея искусств в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Бутенко. – М.:Академия Естествознания, 2013. – 231 с.
- Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Выготский Л. С. // Психология развития ребенка.– М. : «Смысл»: Изд-во «Эксмо», 2003.– 512 с.
- Ганзен, В.А. Восприятие целостных объектов [Текст] /В.А. Ганзен. – Ленинград: Издательcтво Ленинградского университета, 1973. – 153 с.
- Грабовская, О.С. Развитие эстетического восприятия у старших дошкольников в процессе с архитектурой родного города: выпускная квалификационная работа 44.03.01 Педагогическое образование, профиль Дошкольное образование.– Белгород,2018.– [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://ftp-www.bsu.edu.ru/vkr-2018/44.00.00-bsu/pdf (Дата обращения 27.09.2021).
- Запорожец, А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника [Текст] / А. В. Запорожец. – М. : ТЦ Сфера, 1985. – 176 с. – [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://journal.tltsu.ru (Дата обращения 27.09.2021).
- Карпова, И.А. Особенности художественно–творческого развития детей дошкольного возраста [Текст] / И. А. Карпова // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт–Петербург, январь 2014 г.). – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 40–42.
- Книга, А.Н. Методические аспекты формирования основ художественного восприятия младшего дошкольника на занятиях рисованием [Текст] / А.Н. Книга// Сборник научных работ "Эврика - 2015".– М.,2015.–167 с.
- Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина. – Москва : Просвещение, 1973. – 140 с.
- Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2019.- 352 с.
- Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду [Текст] / В.Б. Косминская. – М.: «Просвещение», 1977. – 132 с.
- Косова, Н.Н. Организационно-методические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к искусству посредством архитектуры [Текст] Н.Н. Косова //В сборнике: Фундаментальная и прикладная наука: сборник статей Международной научно-практической конференции. – М., 2020. – С. 171-174.
- Костарева, Л.С. Учу детей творить [Текст] / Л.С. Костарева// Дошкольное воспитание.– 2006. - №2.– С.56-59.
- Крежевских, О.В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации [Текст] / О.В. Крежевских. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 165 с.
- Кудина, Г. Н. Как развивать художественное восприятие школьников [Текст] / Г. Н. Кудина, А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. - М.: Знание, 1988. – 125 с.
- Лашкова Л.Л. Ознакомление с архитектурным пространством города как условие формирования у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к родному городу / Л.Л. Лашкова// Актуальные проблемы психологии личности: Сборник научных трудов. – Екатеринбург, 2018.- С.142-147
- Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] / А. Г. Маклаков. – СПБ: Питер. 2005. – 583 с.
- Огурцова, С. В. Формирование художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста средствами живописи [Электронный ресурс] / С. В. Огурцова. – URL: https://infourok.ru/330459.htm (Дата обращения: 10. 09. 2021).
- Ознакомление дошкольников с архитектурой [Текст] / Под общей редакцией Грибовской А.А. - М.: Педагогическое общество России, 2006.– 96 с.
- От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования [Текст]/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. —336 c.
- Радомская, О.Ю. Вариативные модели развития художественного восприятия детей [Текст] / О.Ю. Радомская // Художественно-эстетическое развитие в контексте национальных и региональных моделей: Юсовские чтения: Сборник научных статей по материалам XVII Международной конференции «Национальные и региональные модели художественно-эстетического развития: Юсовские чтения».– М,2017.-481 с.
- Салария, Д.С. Штрихи времени. Жилища. Хижины. Дома. Дворцы [Текст] / Д.С. Салария. - М.: Росмэн, 2005. - 112 с.
- Скрипникова, Е.В. К вопросу о развитии художественного восприятия у учащихся в детской художественной школе [Текст] Е.В. Скрипникова// Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2017.– №4.– С.56-59.
- Соломенникова, О.А. Радость творчества [Текст] / О.А. Соломенникова – М.: Мозаика-Синтез, 2005.– 123 с.
- Тятюшкина, Н.Н. В Архитектура для дошкольников [Текст] / Н.Н. Тятюшкина.– Мозырь: ООО ИД «Белый ветер» 2007. - 28с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://pravobraz.ru (дата обращения 18.09.2021).
- Федина Н.В. Формирование ценностного отношения у детей старшего дошкольного возраста к архитектуре родного края [Текст] / Н.В. Фадина // В сборнике: Культура мира и ненасилия подрастающего поколения: ракурсы интерпретации и педагогические условия развития. Сборник научных статей Международной научно-практической конференции.– М., 2020. – С. 114-116.
- Шпильчак, В.А. Эстетическое воспитание учащихся 5-7 классов средствами архитектуры: Автореф. дис. .канд.пед.наук [Текст]/ В.А. Шпильчак. -М., 1991. 18 с.
- Яковлева, С.С. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства [Текст] / С.С. Яковлева// Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019.– № 4. – С. 138-141.
По мнению И.С. Козлова, что в знакомстве детей дошкольного возраста с произведениями искусства ключевую роль играет педагог. «Воспитатель выступает посредником между ребенком и миром искусства, его задача - организовать процесс обучения архитектуре, который способствует естественному и органическому проявлению собственных духовных сил ребенка, соответствующих этапу его развития». В рамках работы дети обретают новые знания, расширяется эстетический и сенсорный опыт.
При работе по развитию восприятия архитектуры детьми 3-4 лет в первую очередь надо акцентировать внимание на объектах, которые окружают ребенка, находятся близко. То есть дошкольнику предлагаются к восприятию те «архитектурные постройки, которые находятся недалеко от их дома, детского сада и создают окружающую среду, при этом образы различных архитектурных объектов, которые воспринимаются через художественное слово, рождают отклик, что способствует развитию воображения».
В процессе экскурсий, прогулок, наблюдений взрослый целенаправленно акцентирует внимание детей на различии (ярких различиях) внешнего вида зданий. Постепенно происходит усвоение того, что внешний вид здания зависит от назначения, есть различия между жилыми, промышленными и общественными зданиями. После ряда экскурсий, прогулок, в рамках которых накапливаются определенные архитектурные образы можно провести беседу.