Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников в процессе обучения предметной лепке
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время усилилось значение дошкольного образования, которое представлено в форме социального проекта по изменению его содержания, структур, методов и форм педагогической работы. Такие изменения определяются современными социальными потребностями и обеспечивают возможность гармоничного, целостного развития личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей (ФГОС ДО). В последнее время психологи и педагоги отмечают тот факт, что наряду с повышением уровня интеллектуального развития современных дошкольников, наблюдается их общее сенсомоторное отставание. Поэтому актуальной проблемой для дошкольного образования становится проблема формирования и дальнейшего развития сенсомоторной сферы ребенка, основу которой составляет мелкая моторика рук.
Общепринято считать, что мелкая моторика рук – комплекс скоординированных умений (действий), направленных на точн
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ЛЕПКЕ
1.1. Содержание работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
1.2. Педагогические условия и средства развития мелкой моторики рук младших дошкольников
1.3. Использование предметной лепки в процессе развития мелкой моторики рук младших дошкольников
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ЛЕПКЕ .
2.1. Организация экспериментального исследования и осуществление констатирующего этапа исследования
2.2. Использование комплекса занятий по обучению предметной лепке с целью развития мелкой моторики рук младших дошкольников
2.3.Анализ результатов экспериментального исследования и методические рекомендации по развитию мелкой моторики рук младших дошкольников средствами предметной лепки
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксeнoвa М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи // Дошкольное воспитание. - 2010. - №8. - С. 62-65
2. Артемьева А.В. Развитие мелкой моторики у детей 3—5 лет: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2017. — 64 с.
3. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами, определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет. – М.: Изд. «АРКТИ», 2009. – 48 с.
4. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. - М.: Академия, 2010. - 284 с.
5. Божович, С. Л. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование / Л. В. Божович. – М: Просвещение, 2011. – 464 с.
6. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
7. Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. - Екатеринбург: Паритет, 2005. - 204 с.
8. Буцыкина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников. // Логопед. – 2005. – №3. – С. 21-24.
9. Вайнерман, С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству/ С.М. Вайнерман, А.С. Большев, Ю.Р. Силкин.- М.: Педагогика, 2002. – 197с.
10. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. И.В. Дубровина. - М.: Академия, 2010. - 368 с
11. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка /Л.С. Выготский. / Вопросы психологии. 1965.- №6.- С.20.
12. Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. - Ярославль: Академия развития, 2012. - 165 с.
13. Гатанова Н.В., Тунина Е.Г. Развиваю мелкую моторику — СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 102 с.
14. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М.: «Академия», 1997. - 272с.
15. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. / Г.Г. Григорьева. М.: Просвещение, 1995. - 62с.
Как утверждают многочисленные исследования, развитием мелкой моторики необходимо заниматься с рождения, и к 3-4 годам ребенок должен обладать следующими умениями:
-знание расположения, названия и назначения пальцев руки;
-умение выполнять элементарные приемы массажа рук и пальцев руки;
-умение использовать соответствующий захват предметов с учетом их формы, величины;
-умение выполнять изолированные движения пальцами рук (статические, динамические);
-умение выполнять движения рукой, кистью руки в различных направлениях, вытягивание, сгибание, сжатие руки;
- формообразующие движения всей рукой в различных направлениях и плоскостях;
-рисование линий в разных направлениях, копирование элементов фигур.
Для развития мелкой моторики воспитатель создает специальные условия и использует различные педагогические средства: создание специально организованной развивающей предметно-пространственной среды, пальчиковую гимнаст