Особенности организации внеурочной деятельности по органической химии в аспекте проведения элективных курсов

Курсовая работа, в ходе написания которой были изучены виды, особенности обучения, достоинства и недостатки внеурочной деятельности, из чего можно сделать вывод, что внеурочная деятельность является составной и важной частью учебно-воспитательного процесса, и нужна для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их времяпровождения в самоуправлении и общественно-полезном труде. Сочетание разнообразных форм внеурочной деятельности создает новые возможности для овладения школьниками структурой деятельности, необходимой для достижения новых образовательных результатов.
Author image
Radik
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
04.10.2022
Объем файла
2636 Кб
Количество страниц
45
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
640 руб.
800 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность исследования. Школьное образование является базой для дальнейшего непрекращающегося обучения и самообразования в условиях постоянно меняющихся требований к профессиональной работе человека. Поэтому наряду с решением системы типовых задач, связанных с процессом обучения, школьное образование призвано научить учащихся использовать знание метода творческого подхода к решению задач различных видов деятельности. Перед учителем химии, как и перед преподавателями других предметов, стоит важная цель: не только дать учащимся определенное количество знаний, развивать их личность, умения и навыки, но и главное ‒ научить пользоваться полученными знаниями на практике [3][6]. Внеклассная деятельность как никакая другая помогает преподавателю в этом.
 

Оглавление

Введение 4

Глава 1 Теоретические основы организации внеурочной деятельности по химии 7

1.1 Внеурочная деятельность: виды, особенности обучения, достоинства и недостатки 7

1.2 Формы внеурочной деятельности по химии 13

1.3 Элективный курс в рамках внеурочной деятельности по химии 19

1.4 Общие требования к элективным курсам 21

1.5 Требования к программам элективных курсов 23

Глава 2 Разработка элективного курса по органической химии «Углеводороды» 30

2.1 Анализ изложения темы «Углеводороды» в учебниках по химии 30

2.2 Методические рекомендации для элективного курса «Углеводороды» 31

Заключение 43

Библиографический список 45

Приложение 51

Библиографический список

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев – М.: Питер, 2010. – 282 с.    

2. Артеменко, А. И. Органическая химия. Учебник / А.И. Артеменко. - М.: Высшая школа, 1994. - 560 c.

3. Аршанский, Е.Я. Предпрофильная подготовка учащихся основной школы по химии// Химия.-2006.-№18.- С.4-11.

4. Аршанский, Е. Я. Методическая подготовка будущего учителя химии / Е. Я. Аршанский // . – 2004. – № 9. – С. 33-37. – EDN UIZVFF.

5. Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения [Текст] / А.Г. Асмолов // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 18-22. 

6. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы [Текст] / Ю.К. Бабанский. – М., 1982. – 192 с.

7. Баева, М.Л. Формирование УУД во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] / М.Л. Баева // Социальная сеть работников образования – 2015. – Режим доступа: pedportal.net/po-tipumateriala/obschepedagogicheskie-tehnologii/formirovanie-uud-vo-vneuroch-noydeyatelnosti-958775

8. Беспалов, П.И. Использование цифровых лабораторий при обучении химии в средней школе [Текст] / П.И. Беспалов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. ‒ 229 с.

9. Габриелян, О.С. Теория и практика элективных курсов// Химия в школе.-2006.- №4.-С.2-4.

10. Гото, Т. Современная органическая химия в вопросах и ответах / Т. Гото, И. Хирата, Г. Стоут. - М.: Мир, 1999. - 318 c.

11. Глушкова Татьяна Владимировна Методический материал по выполнению творческой работы по химии // Исследователь/Researcher. 2013. №3-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskiy-material-po-vypolneniyu-tvorcheskoy-raboty-po-himii (дата обращения: 01.06.2022).

12. Грандберг, И. И. Органическая химия / И.И. Грандберг, Н.Л. Нам. - М.: Дрофа, 2009. - 608 c.

13. Григорьев, Д.В. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. ‒ М.: «Просвещение», 2010. – 321с. 

14. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В. Григорьев – М.: Просвещение, 2010. ‒ 223 с.

15. Ермаков, Д C. Профильное обучение: проблемы и перспективы / Д.С. Ермаков // Народное образование. – 2004. – № 7. – С. 101-107. 

16. Ермаков, Д.С. Элективные курсы для профильного обучения / Д.С. Ермаков // Педагогика. – 2005. – № 2.

17. Журин, А.А. Химия: метапредметные результаты обучения. 8-11 классы [Текст] / А.А. Журин, Н.А. Заграничная – М.: ВАКО, 2014. – 208 с. 

18. Звягина, А.С. Предпрофильная подготовка по химии в форме элективного курса// Химия.-2007.-№6.- С. 9-13.

19. Ибраева Н.К., Р.К. Ашкеева,, Л.М. Тугелбаева Элективный курс «Химия и здоровье» как содержательная основа профильного обучения в высшей медицинской школе // Вестник КазНМУ. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektivnyy-kurs-himiya-i-zdorovie-kak-soderzhatelnaya-osnova-profilnogo-obucheniya-v-vysshey-meditsinskoy-shkole (дата обращения: 01.06.2022).

20. Календарно-тематическое планирование. Курс «Неорганическая химия» 8 класс (базовый уровень) // МБОУ СОШ № 75. – 2018. – Режим доступа: https://infourok.ru/kalendarnotematicheskoe-planirovanie-kurs-neorganicheskaya-himiya-klass-bazoviy-uroven-418034.html

21. Ким, Н. В. Роль элективного курса по органической химии в профильной школе [Электронный ресурс] // Статья по химии, г. Нягань URL:http://www.menobr.ru/article/29977-rol-elektivnogo-kursa-po-organicheskoy-himii-v-profilnoy-shkole

22. Коломыйцова, И.Н. Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочное время в школе [Электронный ресурс] / И.Н. Коломыйцова // Открытый урок Первое сентября – 2014. – Режим доступа: festival.1september.ru/articles/645759

23. Константинова, А.М. Особенности формирования личностных универсальных учебных действий у учащихся во внеурочной деятельности [Текст] / А.М. Константинова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2014. – № 57. – С. 61– 63.

24. Кузнецова, Н. М. Методические аспекты работы с руководителями методических объединений биологии и химии по вопросам формирования УУД / Н. М. Кузнецова // Региональное образование: современные тенденции. – 2015. – № 1(24). – С. 124-128. – EDN VWZRLN.

25. Кусакина, О.В. Методика разработки элективных курсов по химии для профильного обучения / О.В. Кусакина, М.С. Плотникова, Е.А. Жарикова, Т.И. Рыбкина // Успехи в химии и химической технологии. ‒ 2008. ‒ №2 (82). ‒ 230 – 232 с. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-razrabotki-elektivnyh-kursov-po-himii-dlya-profilnogo-obucheniya (дата обращения: 21.05.2022). 

26. Ладик, О.В. Использование электронных средств обучения в учебной деятельности по химии [Электронный ресурс] / О.В. Ладик // Мультиурок. – Режим доступа: URL: https://multiurok.ru/files/ispol-zovaniie-eliektronnykh-sriedstvobuchieniia. 

27. Личковаха, С.В. Формирование коммуникативных УУД во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] / С.В. Личковаха // Социальная сеть работников образования – 2014. – Режим доступа: pedportal.net/nachalnye-klassy/raznoe/formirovanie-kommunikativnyh-uud-vovneurochnoy-deyatelnosti-543454

28. Майорова, Т.С. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий школьников на внеурочных занятиях в свете требований ФГОС НОО [Электронный ресурс] / Т.С. Майорова // Открытый урок Первое сентября – 2013. – Режим доступа: festival.1september.ru/articles/651905/

29. Макеева, А.Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 5 – 6 класс [Текст] / А.Г. Макеева. –М.: Просвещение, 2013. –154 с.

30. Мандрюк, О.А. Элективные курсы и творческие проекты по химии в современной школе / О.А. Мандрюк, Г.И. Штремплер, Г.А. Пичугина // Известия Саратовского университета. Серия Химия. Биология. Экология. ‒ 2009. ‒ №2. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektivnye-kursy-i-tvorcheskie-proekty-po-himii-v-sovremennoy-shkole (дата обращения: 21.05.2022). 

31. Нахова, Н.А. Химия минералов: (факультативный курс по химии) / Н.А. Нахова, К.Е. Егорова. – Якутск: Кудук, 2000. – 112 с. 

32. Недогибченко, О.В. Интегрированный курс химии и биологии для классов экономического профиля / О.В. Недогибченко // Химия в школе. – 2003. – №3. – С. 43. 

33. Неуступалова, А.В. Формирование коммуникативных УУД через внеурочную деятельность [Электронный ресурс] / А.В. Неуступалова // Педпортал – 2015. – Режим доступа: pedportal.net/nachalnyeklassy/raznoe/ formirovanie-kommunikativnyh-uud-cherez-vneurochnuyudeyatelnost-815248

34. Опарина С.А. Профильное обучение химии как направление модернизации школьного химического образования // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. №23. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilnoe-obuchenie-himii-kak-napravlenie-modernizatsii-shkolnogo-himicheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 01.06.2022).

35. Петрова, Н.Н. Направления и формы внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО [Электронный ресурс] / Н.Н. Петрова // Социальная сеть работников образования – 2013. – Режим доступа: nsportal.ru/ nachalnayashkola/materialy-mo/2013/06/19/napravleniya-i-formy-vneurochnoy-deyatelnostiv-ramkakh

36. Пильникова, Н. Н. Разработка и методика реализации системы элективных курсов по химии в средней школе [Текст] // Диссертация. – С. – Петербург, 2014. – 184 с.

37. Писаренко, А. П. Курс органической химии / А.П. Писаренко, З.Я. Хавин. - М.: Высшая школа, 1975. - 510 c.

38. Попова Олеся Владимировна Влияние элективных курсов по химии на развитие исследовательских компетенций старшеклассников // Гаудеамус. 2019. №3 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-elektivnyh-kursov-po-himii-na-razvitie-issledovatelskih-kompetentsiy-starsheklassnikov (дата обращения: 01.06.2022).

39. Решетникова, Е.Б. Организация внеурочной деятельности художественно-эстетического направления в условиях реализации ФГОС. Эбру – техника рисования на воде [Электронный ресурс] / Е.Б. Решетникова // Социальная сеть работников образования – 2014. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/06/17/

40. Реутов, О. А. Органическая химия. В 4 частях. Часть 4 / О.А. Реутов, А.Л. Курц, К.П. Бутин. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011. - 728 c.

41. Сейдниязова, Н.В. Внеурочная деятельность как средство достижения личностных результатов в общем звене обучения [Текст] / Н.В. Сейдниязова // ИСОМ. – 2012. – №6. – С.123-126. 

42. Семёнова, М.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у школьников во внеурочной деятельности [Текст] /М.А. Семёнова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2013. – № 28. – С. 52-58.

43. Синаева, Р.М. Внеурочная деятельность как инновационная составляющая ФГОС второго поколения [Электронный ресурс] / Р.М. Синаева // Открытый урок Первое сентября – 2013. – Режим доступа: festival.1september.ru/articles/615984

44. Теренин, В.И. Практикум по органической химии / В.И. Теренин. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014. - 715 c.

45. Толоконцева, Т.В. Игровые технологии как средство формирования познавательных УУД обучающихся школы во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] / Т.В. Толоконцева // Открытый урок Первое сентября – 2015. – Режим доступа: festival.1september.ru/ articles/657345

46. Федорова, Ю.В. О применении цифровых лабораторий «АРХИМЕД» в школе [Текст] / Ю.В. Федорова // Интернет газета «Лаборатория знаний». – М.: БИНОМ. – №5. – 2010. 

47. Хоменко, В.Г. Формирование коммуникативных УУД через внеурочную деятельность [Электронный ресурс] / В.Г. Хоменко // Педпортал – 2017. – Режим доступа: pedportal.net/nachalnye-klassy/raznoe/ formirovaniekommunikativnyh-uud-cherez-vneurochnuyu-deyatelnost-508239

48. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека [Текст] / В.Д. Шадриков. –М.: Явтос, 2005. – 150 с.

49. Шамшин, Р. В. Организация элективных курсов по химии как элемент профильного обучения / Р. В. Шамшин, А. М. Зимняков // Современная химия - основа устойчивого развития : Сборник материалов III Международной научно-практической конференции, Астрахань, 25–27 мая 2021 года / Под редакцией А.В. Великородова, Э.Ф. Матвеевой. – Астрахань: Издательский дом "Астраханский университет", 2021. – С. 155-157. – EDN LZIPRW.

50. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М: Просвещение, 2006. – 210 с.

51. Яворук, О.А. Интегрированные естественнонаучные курсы в школе / О.А. Яворук // Педагогика. – 1995. – № 6. – С. 113-114 

52. Якунин, В.А. Психология учебной деятельности школьников [Текст] / В.А. Якунин. ‒ М.: Просвещение, 2004. – 230 с.

Химические задачи имеют, в отличие от математических, свою специфику, обусловленную тем, что химические знаки, формулы и уравнения содержат в скрытом виде определенные числовые данные. Для решения каждой задачи необходимо выяснить отношения между данными задачи и искомой величиной, установить соответствующие им закономерности[30]
1.3 Элективный курс в рамках внеурочной деятельности по химии
Одной из ведущих тенденций современного образования является его профилизация. В школах, гимназиях, лицеях появляются профильные классы, в которых ведется углубленное изучение тех или иных предметов. В частности, в различных профилях существенно отличается и содержание уроков химии. Так, химико-биологический профиль предполагает существенное углубление знаний по этим предметам, что должно обеспечить подготовку к