Особенности организации внеурочной деятельности по органической химии в аспекте проведения элективных курсов
Введение
Актуальность исследования. Школьное образование является базой для дальнейшего непрекращающегося обучения и самообразования в условиях постоянно меняющихся требований к профессиональной работе человека. Поэтому наряду с решением системы типовых задач, связанных с процессом обучения, школьное образование призвано научить учащихся использовать знание метода творческого подхода к решению задач различных видов деятельности. Перед учителем химии, как и перед преподавателями других предметов, стоит важная цель: не только дать учащимся определенное количество знаний, развивать их личность, умения и навыки, но и главное ‒ научить пользоваться полученными знаниями на практике [3][6]. Внеклассная деятельность как никакая другая помогает преподавателю в этом.
Оглавление
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы организации внеурочной деятельности по химии 7
1.1 Внеурочная деятельность: виды, особенности обучения, достоинства и недостатки 7
1.2 Формы внеурочной деятельности по химии 13
1.3 Элективный курс в рамках внеурочной деятельности по химии 19
1.4 Общие требования к элективным курсам 21
1.5 Требования к программам элективных курсов 23
Глава 2 Разработка элективного курса по органической химии «Углеводороды» 30
2.1 Анализ изложения темы «Углеводороды» в учебниках по химии 30
2.2 Методические рекомендации для элективного курса «Углеводороды» 31
Заключение 43
Библиографический список 45
Приложение 51
Библиографический список
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев – М.: Питер, 2010. – 282 с.
2. Артеменко, А. И. Органическая химия. Учебник / А.И. Артеменко. - М.: Высшая школа, 1994. - 560 c.
3. Аршанский, Е.Я. Предпрофильная подготовка учащихся основной школы по химии// Химия.-2006.-№18.- С.4-11.
4. Аршанский, Е. Я. Методическая подготовка будущего учителя химии / Е. Я. Аршанский // . – 2004. – № 9. – С. 33-37. – EDN UIZVFF.
5. Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения [Текст] / А.Г. Асмолов // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 18-22.
6. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы [Текст] / Ю.К. Бабанский. – М., 1982. – 192 с.
7. Баева, М.Л. Формирование УУД во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] / М.Л. Баева // Социальная сеть работников образования – 2015. – Режим доступа: pedportal.net/po-tipumateriala/obschepedagogicheskie-tehnologii/formirovanie-uud-vo-vneuroch-noydeyatelnosti-958775
8. Беспалов, П.И. Использование цифровых лабораторий при обучении химии в средней школе [Текст] / П.И. Беспалов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. ‒ 229 с.
9. Габриелян, О.С. Теория и практика элективных курсов// Химия в школе.-2006.- №4.-С.2-4.
10. Гото, Т. Современная органическая химия в вопросах и ответах / Т. Гото, И. Хирата, Г. Стоут. - М.: Мир, 1999. - 318 c.
11. Глушкова Татьяна Владимировна Методический материал по выполнению творческой работы по химии // Исследователь/Researcher. 2013. №3-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskiy-material-po-vypolneniyu-tvorcheskoy-raboty-po-himii (дата обращения: 01.06.2022).
12. Грандберг, И. И. Органическая химия / И.И. Грандберг, Н.Л. Нам. - М.: Дрофа, 2009. - 608 c.
13. Григорьев, Д.В. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. ‒ М.: «Просвещение», 2010. – 321с.
14. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В. Григорьев – М.: Просвещение, 2010. ‒ 223 с.
15. Ермаков, Д C. Профильное обучение: проблемы и перспективы / Д.С. Ермаков // Народное образование. – 2004. – № 7. – С. 101-107.
16. Ермаков, Д.С. Элективные курсы для профильного обучения / Д.С. Ермаков // Педагогика. – 2005. – № 2.
17. Журин, А.А. Химия: метапредметные результаты обучения. 8-11 классы [Текст] / А.А. Журин, Н.А. Заграничная – М.: ВАКО, 2014. – 208 с.
18. Звягина, А.С. Предпрофильная подготовка по химии в форме элективного курса// Химия.-2007.-№6.- С. 9-13.
19. Ибраева Н.К., Р.К. Ашкеева,, Л.М. Тугелбаева Элективный курс «Химия и здоровье» как содержательная основа профильного обучения в высшей медицинской школе // Вестник КазНМУ. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektivnyy-kurs-himiya-i-zdorovie-kak-soderzhatelnaya-osnova-profilnogo-obucheniya-v-vysshey-meditsinskoy-shkole (дата обращения: 01.06.2022).
20. Календарно-тематическое планирование. Курс «Неорганическая химия» 8 класс (базовый уровень) // МБОУ СОШ № 75. – 2018. – Режим доступа: https://infourok.ru/kalendarnotematicheskoe-planirovanie-kurs-neorganicheskaya-himiya-klass-bazoviy-uroven-418034.html
21. Ким, Н. В. Роль элективного курса по органической химии в профильной школе [Электронный ресурс] // Статья по химии, г. Нягань URL:http://www.menobr.ru/article/29977-rol-elektivnogo-kursa-po-organicheskoy-himii-v-profilnoy-shkole
22. Коломыйцова, И.Н. Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочное время в школе [Электронный ресурс] / И.Н. Коломыйцова // Открытый урок Первое сентября – 2014. – Режим доступа: festival.1september.ru/articles/645759
23. Константинова, А.М. Особенности формирования личностных универсальных учебных действий у учащихся во внеурочной деятельности [Текст] / А.М. Константинова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2014. – № 57. – С. 61– 63.
24. Кузнецова, Н. М. Методические аспекты работы с руководителями методических объединений биологии и химии по вопросам формирования УУД / Н. М. Кузнецова // Региональное образование: современные тенденции. – 2015. – № 1(24). – С. 124-128. – EDN VWZRLN.
25. Кусакина, О.В. Методика разработки элективных курсов по химии для профильного обучения / О.В. Кусакина, М.С. Плотникова, Е.А. Жарикова, Т.И. Рыбкина // Успехи в химии и химической технологии. ‒ 2008. ‒ №2 (82). ‒ 230 – 232 с. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-razrabotki-elektivnyh-kursov-po-himii-dlya-profilnogo-obucheniya (дата обращения: 21.05.2022).
26. Ладик, О.В. Использование электронных средств обучения в учебной деятельности по химии [Электронный ресурс] / О.В. Ладик // Мультиурок. – Режим доступа: URL: https://multiurok.ru/files/ispol-zovaniie-eliektronnykh-sriedstvobuchieniia.
27. Личковаха, С.В. Формирование коммуникативных УУД во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] / С.В. Личковаха // Социальная сеть работников образования – 2014. – Режим доступа: pedportal.net/nachalnye-klassy/raznoe/formirovanie-kommunikativnyh-uud-vovneurochnoy-deyatelnosti-543454
28. Майорова, Т.С. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий школьников на внеурочных занятиях в свете требований ФГОС НОО [Электронный ресурс] / Т.С. Майорова // Открытый урок Первое сентября – 2013. – Режим доступа: festival.1september.ru/articles/651905/
29. Макеева, А.Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 5 – 6 класс [Текст] / А.Г. Макеева. –М.: Просвещение, 2013. –154 с.
30. Мандрюк, О.А. Элективные курсы и творческие проекты по химии в современной школе / О.А. Мандрюк, Г.И. Штремплер, Г.А. Пичугина // Известия Саратовского университета. Серия Химия. Биология. Экология. ‒ 2009. ‒ №2. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektivnye-kursy-i-tvorcheskie-proekty-po-himii-v-sovremennoy-shkole (дата обращения: 21.05.2022).
31. Нахова, Н.А. Химия минералов: (факультативный курс по химии) / Н.А. Нахова, К.Е. Егорова. – Якутск: Кудук, 2000. – 112 с.
32. Недогибченко, О.В. Интегрированный курс химии и биологии для классов экономического профиля / О.В. Недогибченко // Химия в школе. – 2003. – №3. – С. 43.
33. Неуступалова, А.В. Формирование коммуникативных УУД через внеурочную деятельность [Электронный ресурс] / А.В. Неуступалова // Педпортал – 2015. – Режим доступа: pedportal.net/nachalnyeklassy/raznoe/ formirovanie-kommunikativnyh-uud-cherez-vneurochnuyudeyatelnost-815248
34. Опарина С.А. Профильное обучение химии как направление модернизации школьного химического образования // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. №23. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilnoe-obuchenie-himii-kak-napravlenie-modernizatsii-shkolnogo-himicheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 01.06.2022).
35. Петрова, Н.Н. Направления и формы внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО [Электронный ресурс] / Н.Н. Петрова // Социальная сеть работников образования – 2013. – Режим доступа: nsportal.ru/ nachalnayashkola/materialy-mo/2013/06/19/napravleniya-i-formy-vneurochnoy-deyatelnostiv-ramkakh
36. Пильникова, Н. Н. Разработка и методика реализации системы элективных курсов по химии в средней школе [Текст] // Диссертация. – С. – Петербург, 2014. – 184 с.
37. Писаренко, А. П. Курс органической химии / А.П. Писаренко, З.Я. Хавин. - М.: Высшая школа, 1975. - 510 c.
38. Попова Олеся Владимировна Влияние элективных курсов по химии на развитие исследовательских компетенций старшеклассников // Гаудеамус. 2019. №3 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-elektivnyh-kursov-po-himii-na-razvitie-issledovatelskih-kompetentsiy-starsheklassnikov (дата обращения: 01.06.2022).
39. Решетникова, Е.Б. Организация внеурочной деятельности художественно-эстетического направления в условиях реализации ФГОС. Эбру – техника рисования на воде [Электронный ресурс] / Е.Б. Решетникова // Социальная сеть работников образования – 2014. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/06/17/
40. Реутов, О. А. Органическая химия. В 4 частях. Часть 4 / О.А. Реутов, А.Л. Курц, К.П. Бутин. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011. - 728 c.
41. Сейдниязова, Н.В. Внеурочная деятельность как средство достижения личностных результатов в общем звене обучения [Текст] / Н.В. Сейдниязова // ИСОМ. – 2012. – №6. – С.123-126.
42. Семёнова, М.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у школьников во внеурочной деятельности [Текст] /М.А. Семёнова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2013. – № 28. – С. 52-58.
43. Синаева, Р.М. Внеурочная деятельность как инновационная составляющая ФГОС второго поколения [Электронный ресурс] / Р.М. Синаева // Открытый урок Первое сентября – 2013. – Режим доступа: festival.1september.ru/articles/615984
44. Теренин, В.И. Практикум по органической химии / В.И. Теренин. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014. - 715 c.
45. Толоконцева, Т.В. Игровые технологии как средство формирования познавательных УУД обучающихся школы во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] / Т.В. Толоконцева // Открытый урок Первое сентября – 2015. – Режим доступа: festival.1september.ru/ articles/657345
46. Федорова, Ю.В. О применении цифровых лабораторий «АРХИМЕД» в школе [Текст] / Ю.В. Федорова // Интернет газета «Лаборатория знаний». – М.: БИНОМ. – №5. – 2010.
47. Хоменко, В.Г. Формирование коммуникативных УУД через внеурочную деятельность [Электронный ресурс] / В.Г. Хоменко // Педпортал – 2017. – Режим доступа: pedportal.net/nachalnye-klassy/raznoe/ formirovaniekommunikativnyh-uud-cherez-vneurochnuyu-deyatelnost-508239
48. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека [Текст] / В.Д. Шадриков. –М.: Явтос, 2005. – 150 с.
49. Шамшин, Р. В. Организация элективных курсов по химии как элемент профильного обучения / Р. В. Шамшин, А. М. Зимняков // Современная химия - основа устойчивого развития : Сборник материалов III Международной научно-практической конференции, Астрахань, 25–27 мая 2021 года / Под редакцией А.В. Великородова, Э.Ф. Матвеевой. – Астрахань: Издательский дом "Астраханский университет", 2021. – С. 155-157. – EDN LZIPRW.
50. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М: Просвещение, 2006. – 210 с.
51. Яворук, О.А. Интегрированные естественнонаучные курсы в школе / О.А. Яворук // Педагогика. – 1995. – № 6. – С. 113-114
52. Якунин, В.А. Психология учебной деятельности школьников [Текст] / В.А. Якунин. ‒ М.: Просвещение, 2004. – 230 с.
Химические задачи имеют, в отличие от математических, свою специфику, обусловленную тем, что химические знаки, формулы и уравнения содержат в скрытом виде определенные числовые данные. Для решения каждой задачи необходимо выяснить отношения между данными задачи и искомой величиной, установить соответствующие им закономерности[30]
1.3 Элективный курс в рамках внеурочной деятельности по химии
Одной из ведущих тенденций современного образования является его профилизация. В школах, гимназиях, лицеях появляются профильные классы, в которых ведется углубленное изучение тех или иных предметов. В частности, в различных профилях существенно отличается и содержание уроков химии. Так, химико-биологический профиль предполагает существенное углубление знаний по этим предметам, что должно обеспечить подготовку к