Мониторинг качества финансового менеджмента в таможенных органах
ВВЕДЕНИЕ
Финансовый менеджмент является фундаментальной основой развития управления финансами. Он представляет собой совокупность процедур по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов главными администраторами средств федерального бюджета. Оценка качества финансового менеджмента органов государственной власти – это периодический формализованный процесс, обеспечивающий комплексную оценку и анализ процессов и процедур, охватывающих все элементы бюджетного процесса и финансово-хозяйственной деятельности.
Мониторинг качества финансового менеджмента (МКФМ) главных администраторов средств федерального бюджета проводится более 10 лет. В настоящее время выделяется два направления развития финансового менеджмента в секторе государственного управления. Первое предполагает развитие системы внутреннего финансового контроля и в органах государственной власти (органах местного самоуправления), и в государственных (муниципальных) учреждениях.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические направления развития финансового менеджмента в таможенных органах 5
1.1. Характеристика финансового менеджмента в таможенных органах 5
1.2. Система оценки качества финансового менеджмента 14
1.3. Методологии оценки качества финансового менеджмента 21
Глава 2. Анализ системы мониторинга качества финансового менеджмента в ФТС России............................................................................................................25
2.1 характеристика федеральной таможенной службы РФ 25
2.2 анализ и оценка показателей качества финансового менеджмента в ФТС 38
2.3. Проблемы управления финансами в таможенных органах 45
2.4. Направления совершенствования мониторинга качества финансового менеджмента в таможенных органах...........................................49
Заключение 52
Список использованных источников...................................................................56
Приложения...........................................................................................................60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Приказ Минфина России от 18.06.2020 № 112н «Об утверждении Порядка проведения Министерством финансов Российской Федерации мониторинга качества финансового менеджмента» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_360690/.
2. Приказ Минфина России от 27.07.2018 № 158н «Об утверждении Формы и Порядка формирования федеральными органами исполнительной власти сведений о качестве финансового менеджмента для целей размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308685/.
3. Приказ ФТС России от 08.02.2022 № 77 «Об утверждении Положения о Финансово-экономическом управлении» [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_410927/
4. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/activity/programmy-razvitiya/strategiya-razvitiya-fts-rossii-do-2030-goda
5. Постановлению Правительства РФ от 15.04.2014 N 320 (ред. от 25.09.2021) Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» [Электронный ресурс]. URL:https://demo.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&ts=4swmX7TmMhnJqEIh2&cacheid=6C421A37053BA828AA59471B011F250A&mode=splus&rnd=sxRWoA&base=LAW&n=396823#07KGZ7TphdujiVl5
6. Антонова И.И. Всеобщее управление качеством. Основоположники всеобщего менеджмента качества / И.И. Антонова, В.А. Смирнов, С.А. Антонов. М.: КноРус, 2018. 134 с.
7. Аркадьева О.Г., Березина Н.В. Дискуссионные вопросы теории и практики риск-менеджмента в секторе государственного управления // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2019. Т. 15. № 4 (373). С. 745-760.
8. Борисов Д.А. Какова эффективность государственного управления на региональном уровне? // ЭКО. 2018. № 2(524). С. 117-130.
9. Бычков С.С. Опыт и перспективы оценки качества финансового менеджмента федеральных органов государственной власти / С.С. Бычков, А.А. Болдырь, А.М. Лавров // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2020. № 3 (25). С. 5-15.
10. Бычков С.С., Кокарев А.И., Лавров А.М. Развитие методологии и практики оценки качества финансового менеджмента главных администраторов средств федерального бюджета // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2018. № 1. С. 9-25.
11. Виноградов Л.В. Применение цифровых технологий в процессах управления качеством / Виноградов Л.В. // Вестник факультета управления СПбГЭУ. 2017. № 2. С. 10-13.
12. Глушак Н.В., Лобановский А.М. Состояние и перспективы развития межведомственного взаимодействия таможенных и налоговых органов России // Экономика. Социология. Право. 2018. № 2 (10). С. 9-14.
13. Головцова И.Г. Интегрированные системы менеджмента качества: учебное пособие / И.Г. Головцова, К.М. Туманов, А.Г. Шейкин. С-Пб: КУЛЬТ-ИНФОРМ-ПРЕСС, 2019. 85 с.
14. Гурунян Т. В. Финансы бюджетных учреждений. Новосибирск: СибАГС, 2021. 190 с.
15. Ермакова Е.А. Государственные финансы в финансовой системе России / Е.А. Ермакова // Финансы и кредит. 2021. № 3. С. 35.
16. Жукова А.Г. Совершенствование управления публичными финансами / А.Г. Жукова, А.А. Толстиков // Финансовое право. 2017. № 10. С. 8-12.
17. Жукова А.Г. Формы и методы оценки качества деятельности организаций сектора Государственного управления. / А.Г. Жукова // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. № 1 (115). С. 61-68.
18. Жукова А.Г. Обеспечение качества финансового менеджмента путем автоматизации процессов программно-целевой и проектной деятельности / Адамова М.Е., Жукова А.Г. // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 6. С. 5-10.
19. Жукова А.Г. Генезис системы оценки качества финансового менеджмента в секторе государственного управления / А.Г. Жукова // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 6. С. 23-30.
20. Калашников К.Н. Качество государственного управления: критерии оценок в сравнительно-территориальных фреймах // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. Т. 10. № 5. С. 51-65.
21. Кнышов А.В. Проблемные вопросы и рекомендации по совершенствованию оценки эффективности деятельности таможенных органов России / Кнышов А.В. // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 2 (96). С. 33.
22. Гусарова Л.В. Финансовый менеджмент в государственном секторе // Экономика и управление: проблемы, решения. 2021. Т. 1. № 1 (109). С. 71-76.
23. Лавров А.М. Развитие методологии и практики оценки качества финансового менеджмента главных администраторов средств федерального бюджета / Бычков С.С., Кокарев А.И., Лавров А.М. // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2021. № 1 (41). С. 9-25.
24. Левченко Е.А., Лемак А.С. Проблемы планирования доходов федерального бюджета Российской Федерации на примере деятельности Федеральной таможенной службы // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 6. С. 42-49.
25. Лапидус В.А. Проектирование систем управления качеством в вертикально интегрированных структурах / В.А. Лапидус, М.Е. Серов // Стандарты и качество. 2017. № 10. С. 92-96.
26. Окрепилов В.В. Управление качеством: учебное пособие / В.В. Окрепилов, В.В. Глухов, С.Н. Кузьмина, М.М. Радкевич, В.Л. Расковалов, А.В. Черникова, Т.С. Лебедева. С-Пб: Политех-Пресс, 2019. 231 с.
27. Яковлева А.С., Березина Н.В. Бюджетные риски как объект управления на современном этапе социально-экономического развития / Бухгалтерский учет, анализ, налогообложение и аудит: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. гос. ун-та, 2018. С. 325-330.
28. Мониторинг качества финансового менеджмента / Официальный сайт Минфина России [Электронный ресурс]. URL: http://www.minfin.ru/ru/perfomance/reforms/budget/qualmon/.
Неблагоприятная динамика цен на нефть, повышение ставки НДС, санкции - все это можно отнести к угрозам, которые вызывают риски для экономического роста страны, а соответственно возникает проблема недополучения доходов федерального бюджета, администрируемых ФТС России.
Не стоит забывать и о такой проблеме как уклонение от уплаты таможенных платежей, которая также ведет к трудностям при управлении финансами, т.к. возникает риск недополучения доходов федерального бюджета.
Кроме того, важно понимать сущность современного российского капитализма, его политические и экономические цели, приемы и методы влияния на российскую государственность и экономику, т.к. без этого практически невозможно формировать адекватные механизмы государственного управления финансовыми ресурсами в таможенном деле. В аспекте внешнеэкономической деятельности это связано, прежде всего, с тем, что при создании механизма государственного управления финансовыми ресурсами и организации таможенной деятельности в целом необходимо учитывать современный характер российского капитализма.