Особенности когнитивных стилей у детей с нарушениями речи
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, концепция интегрированного обучения и воспитания выступает основополагающим аспектом в процессе формирования института специального образования в Российской Федерации. Соответственно, на первый план выходит вхождение во все сферы жизни общества на равных условиях личности, сформированной в условиях недостаточности – как умственной, физической, так и интеллектуальной, ее полноценное участие в жизни общества и максимально возможная самореализация. Вопрос, касающийся воспитания и обучения дошкольников с ограни-ченными возможностями в целом и с тяжелыми нарушениями речи в частности в общеобразовательном пространстве, требует вдумчивого и научного подхода, поскольку не все дети с нарушениями в развитии способны эффективно интегрироваться в среду нормально развивающихся сверстников. Для того чтобы подготовить детей с тяжелыми нарушениями речи до-школьного возраста к эффективному обучению в школьных условиях и к дальнейшей социализации, необходимо грамотно выстроить психолого-педагогические мероприятия по развитию познавательных процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи в детском саду.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ И
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ
РЕЧИ 6
1.1. Понятие когнитивных стилей и познавательных процессов, их виды 6
1.2. Особенности развития познавательных процессов у детей
дошкольного возраста с нарушениями речи 21
1.3. Особенности развития познавательных процессов у детей
с нарушениями речи 24
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО РАЗВИТИЮ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ДЕТСКОМ САДУ 29
2.1. Цель, задачи, организация и методы исследования 29
2.2. Содержание психолого-педагогической деятельности по развитию когнитивных стилей и познавательных процессов у детей с нарушениями речи в детском саду 36
2.3. Результаты исследования развитию когнитивных стилей и познава-тельных процессов у детей с нарушениями речи в детском саду 37
2.4. Педагогические рекомендации по учету когнитивных стилей и
развитию познавательных процессов в работе с детьми, имеющими
нарушения речи 43
Список литературы не найден
Речь в познании выступает как символическая функция сознания. Высшая форма мышления – логическое мышление - осуществляется в рече-вой форме, его инструментами являются слова-понятия и другие абстрактные знаки. Речь организует и стимулирует мышление, участвует в процессе восприятия. Для того чтобы постичь воспринимаемый объект, он должен быть назван, обозначен. Внимание - это концентрация сознания на внешних объектах и явлениях или на внутренних процессах. Существует два основных типа внимания: произвольное и непроизвольное. Непроизвольное внимание возникает само по себе, под воздействием специфических раздражителей. Произвольное внимание - это сознательная деятельность, направленная на поддержание концентрации на объектах, ко-торые не вызывают непосредственного интереса. Образы, возникающие в процессе восприятия, нестабильны. Для того чтобы они сохранились и стали частью опыта и материалом для мышления, необходима активность памяти. Наряду с вниманием память не выступает как самостоятельный психический процесс. Не существует памяти в чистом виде, вне, например, процессов восприятия, которые поставляют информа-цию, или мышления, которое работает с тем, что хранится в памяти.