Формирование исследовательской компетенции у младших школьников в процессе обучения

Выпускная квалификационная работа посвящена проблеме формирования исследовательской компетенции учащихся начальной школы. Актуальность исследования была продиктована регламентацией ФГОС НОО по обязательному формированию компетенций учащихся, в том числе и исследовательской компетенции В ходе исследования были решены следующие теоретические и практические задачи: изучена сущность и содержание исследовательских компетенций, выявлены возрастные особенности их развития у младших школьников, рассмотрены возможности в формировании исследовательских компетенций у младших школьников, проведена диагностика уровня развития исследовательских компетенций у младших школьников.
Author image
Radik
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
04.10.2022
Объем файла
594 Кб
Количество страниц
60
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2320 руб.
2900 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня в сфере образования множатся новые критерии оценки качества преподавания, учитывающие динамику развития каждого ученика. Это связано с возрастающей скоростью происходящих изменений в обществе: меняются технологии, меняется образ жизни, появляются новые продукты и потребности. При этом успеха добиваются те, которые могут за ограниченное время создать уникальный продукт или услугу, реорганизовать и освоить новые способы работы, предложить неординарный выход из проблемной ситуации, то есть реализовать определённые компетенции. Вполне понятно, что успешных и компетентных специалистов можно получить, только формируя их со школьной скамьи. Особое место в современном образовании отводится практическому содержанию и конкретным методам деятельности. 

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Понятие исследовательской компетенции у младших школьников
Особенности формирования исследовательских компетенций у детей младшего школьного возраста
1.3 Методы формирования исследовательских компетенций младших школьников
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
МОУ ЛИЦЕЙ Г. ЭЛЕКТРОГОРСК
2.1 Анализ сформированности исследовательской компетенции у обучающихся начальной школы МОУ Лицей города Электрогорск
2.2 Рекомендации по развитию исследовательских компетенций у учащихся младших классов
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев Н.Г. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Метод. Сб. - №3. - 2011. - С. 64-68.

2. Алексеев Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н.Г.Алексеев, А.В.Леонтович, А.С.Обухов, Л.Ф. Фомина // Исследовательская работа школьников. – 2011.- №1. – С 24 – 33.

3. Андреева Г.М. Методология научного исследования. - М.: Педагогика, 2012. - С. 29-34.

4. Асташев Б.А. Научно-исследовательская деятельность как средство формирования продуктивного мышления у учащихся // Дополнительное образование. - 2014. - № 7. - С. 27-30.

5. Баранова Е.В., Зайкин М.И. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью // Математика в школе. – 2014. – №2. – С. 7-10

6. Бельфер М. Несколько слов об исследовательских работах школьников // Изд. дом Первое сентября. – 2016. – № 17. – С. 13-15.

7. Белых С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2010. - № 18. – С. 68 -74.

8. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности учащихся. – М.: Академия, 2008. – 315 с.

9. Богоявленская Д.Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сб.ст. - М., 2009. - С. 44-50.

10. Болотов В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2013. - № 10. - С. 8–14.

11. Брыкова О.В., громова Т.В. Исследовательская деятельность в учебном процессе. - М.: Чистые пруды, 2016. – С. 8-16.

12. Букреева И.А., Евченко Н.А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций // Молодой ученый. - 2012. - № 8 (43). - С. 309-312.

13. Вилькеев Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе. – Казань, 2017. – 378с.

14. Верига С.В. Продуктивные формы организации исследовательской деятельности со школьниками // Исследовательская работа школьников. - 2008. - №3. - С. 41-43.

15. Гладкова А.П. Процесс формирования исследовательских умений младших школьников // Историческая и социальнообразовательная мысль. - 2012. – №4. – С. 91-94.

16. Головизнина Н.Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности // Дополнительное образование. - 2012. - №8. - C. 6-10.

17. Елекенова Л.З. Сущностная характеристика понятия исследовательские умения школьников // Вестник ПГУ. – 2010. - № 4. – С. 26-30.

18. Ефричева, О.Ю., Мельник И.В., Михайлюкова В.С. Исследовательская компетенция: ее сущность и содержание // Актуальные исследования. - 2021. - №14 (41). - С. 59-62.

19. Запрудский Н.И. Технология исследовательской деятельности учащихся: сущность и практическая реализация // Физика: проблемы обучения. – 2011. – № 4. – С. 51–57.

20. Иванова Л.А. Исследовательская деятельность младших школьников на уроках русского языка // Воспитание и обучение: теория, методика и практика. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – С. 191-192.

21. Ивашова О.А. Развитие исследовательских умений у младших школьников: методический аспект. – СПб.: Культ-ИнформПресс, 2008. – 385с.

22. Йодко А. Г. Организация познавательной деятельности учащихся. – Томск, 2013. – С. 24-32.

23. Закурдаева С.Ю. Формирование исследовательских умений // Физика: изд. дом Первое сентября. – 2015. – №11. – С. 11 - 24.

24. Карпов Е. М. Учебно-исследовательская деятельность в школе // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2011. - № 6. – С. 54-63.

25. Кикоть Е.Н. Исследовательская готовность как цель процесса развития учащихся // Альма матер. - 2012. – №6. – С. 52-54.

26. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. – М.: Педагогика, 2010. – С. 63-66.

27. Курушкина С.А. Использование дистанционных технологий для формирования учебно-исследовательской компетентности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2011. - № 4. - С. 25–27

28. Кучумова Е.В. Формирование исследовательских умений у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности // Молодой ученый. – 2016. – №11.

29. Лазарев В. С. Рекомендации по развитию исследовательских умений учащихся. – М.: Сфера, 2011. – С. 3-4.

30. Леднев В.С. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству. – М.: МГАУ, 2012. – 120 с.

31. Леонтович А.В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2011. - С. 38-48

32. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Графф, 2012. – 112 с.

33. Молдажанова А.А., Ниязова Г.Б., Копищев Э.Е. Исследовательской компетентности учащихся начальной школы // Проблемы современного образования. - 2017. - №2.

34. Мухамадиярова Г.В. Исследовательская культура учащихся: пути развития. - Казань, 2011. – С. 33-38.

35. Никитина Е.Ю. Использование методов проблемного обучения в процессе организации научно-исследовательской деятельности учащихся // Технолого-экономическое образование в ХХI веке: материалы 3-й международной конференции. – Новокузнецк, 2009. - С. 71 -74.

36. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2016. – № 7. – С. 151-157

37. Обухов А.С. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве. – М.: НИИ Школьных технологий, 2009. – 612 с.

38. Обухов А.С. Рефлексия в проектной и исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. – 2009. – №3. – С. 18–38.

39. Осипова О.П., Соловьева Н.М. Формирование исследовательской компетентности обучающихся // Ped.Rev. - 2021. - №2

40. Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности // Школьн. технол. - 2009. - №3. - С.85-91.

41. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение, интеллект, творчество // Исследовательская работа школьников. – 2012. - № 2. – С. 29-42.

42. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.

43. Пяткова О.Б Формирование исследовательской компетенции учащихся при изучении естественнонаучных дисциплин // Школьные технологии. - 2018. - №5.

44. Разагатова Н.А. Методика организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников // Компетентностно-ориентированное образование: от идеи к школьной практике. Материалы региональных научно-практических семинаров. Авторский коллектив. Под общей редакцией к.п.н. Полушкиной Л. И. – Самара: ООО Абрис, 2006. – 158 с.

45. Рындина Ю.В. Исследовательская компетентность как психолого-педагогическая категория // Молодой ученый. – 2011. –№1. – С. 228-232.

46. Рябова Л.Г. Исследовательская деятельность учащихся // Педагогика. – 2013. - № 6. – С. 17-22.

47. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Изд. «Учебная литература», 2014. 

48. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. – М.: Знание, 2013..

49. Савенков, А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. / А. И. Савенков - Ярославль: Академия развития, 2008. 

50. Середенко П.В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения: монография. – ЮжноСахалинск: Изд-во СахГУ, 2014. 

51. Скворцов П.М. Пути формирования исследовательской культуры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 285 с.

52. Сластенин В.А., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М.: Академия, 2012. – 462 с.

53. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие / Под ред. Н. Н. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2012. – 152 с.

54. Стрельцова И.В. Проекты и исследования // Начальная школа. – 2012. – № 9. – С. 56-57.

55. Татарченкова С.С., Телешков С.С. Формирование ключевых исследовательских умений учащихся через исследовательскую деятельность. – СПБ.: КАРО, 2008. - С. 9-12.

56. Тихомиров А.В. Исследовательское обучение в начальной школе: современные методики. – Красноярск: Изд-во Красноярского педагогического университета, 2008. – 213 с.

57. Фаритов А.Т. Модель формирования исследовательской компетентности учащихся // Молодой ученый. - 2016. - № 30 (134). - С. 410-413.

58. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) (С изменениями и дополнениями от 11 декабря 2020 г.)

59. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. с изменениями 2021г. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru  (дата обращения: 30.04.2022).

60. Феськова Е.В. Становление исследовательской компетентности учащихся в дополнительном образовании и профильном обучении: Дис. … канд. пед. наук. 13.00.01. - Красноярск, 2015. - 210 с.

61. Хурло Л. К вопросу об аксиологических компетенциях учителя // Проблемы профессиональной подготовки будущего учителя в системе университетского образования. Калининград: Изд-во КГУ, 2013. Вып. 2. - С. 8–15

62. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Вестн. Института образования человека. - 2011. - № 1. - С. 3.

63. Чакур К.С. Современная научная трактовка понятия «межкультурная коммуникативная компетенция» // Вестник РМАТ. - 2018. - №1.

64. Шайкина В.Н. Формирование готовности педагогов к мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках математики // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2017. - № 4 (33). - С. 64-70.

65. Шумакова Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников. – М.: Просвещение, 2011. – 198с.

Затем ученики, получившие индивидуальные задания, познакомили товарищей с историей русской азбуки, а также провели словарную работу со словами-синонимами: азбука, алфавит, букварь. На данном этапе работы реализовывалось умение представлять изученную информацию в виде доклада.
Кроме того, творческое задание получили все учащиеся задолго до этого урока: им предлагалось нарисовать страницу современного букваря. С анализом этих рисунков выступил еще один ученик.
Таким образом, на уроке происходит интеграция нескольких предметов: русский язык, история, изобразительное искусство и музыка. Каждый учащийся принял участие в исследовательской деятельности на уроке в силу своих способностей и возможностей: нарисовал иллюстрацию, выступил с докладом, представил результаты исследования.
При этом на уроке применяется исследовательская технология, так как главное место на уроке отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами исследовательского подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Учащиеся воспринимают знания не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».