Нравственно-патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством организации народных игр
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы «Нравственно-патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста в процессе организации народных игр» заключается в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает все большее общественное значение и становится задачей государственной важности. Эта тема актуальна в сложившейся ситуации в современном обществе. Возникшая бездуховность, обусловлена отчуждением человека от культуры, как способа сохранения и передачи ценностей своего народа, ведут к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, часто проявляют равнодушие к близким людям и сверстникам. У детей недостаточно знаний о своем домашнем адресе, семье, близких людях, затрудняются ответить на вопросы, которые касаются его родного города и своей страны. Нравственно - патриотическое воспитание на основе ознакомления с родным городом и краем формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………….…………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты нравственно-патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством организации народных игр………………………….…………………………….9
1.1 Сущность и содержание понятия «нравственно-патриотическое воспитание»….…………………………………………………………………...9
1.2 Роль народных игр в нравственно-патриотическом воспитании детей среднего дошкольного возраста……………………………………………….17
Глава 2. Практические аспекты нравственно-патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством организации народных игр…………………………………………………………………………..……….25
2.1 Обобщение опыта работы педагогов по организации народных игр с детьми дошкольного возраста…………..…………….........................................…………25
2.2 Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста в процессе организации народных игр…….....33
Заключение……………………………………………………………………..….52
Список использованных источников…………………………………………..55
Список использованных источников
1.Алёшина, Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной [Текст]/ Н.В. Алёшина. - УЦ Перспектива М.,2011.-410с
2.Александрова, Е.Ю., Гордеева, Е.П. Система патриотического воспитания в ДОУ [Текст] / Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева.2010.-480с.
3.Батурина, Г.И., Кузина, Т.Ф. Народная педагогика [Текст] / Г.И.Батурина, Т.Ф. Кузина. - М: Издательство «Школьная Пресса», 2003.-280с.
4.Арсентьев, В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве
[Текст: непосредственный] / В.П. Арсентьев. - Москва: Академия, 2009. - 192 с.
5.Волошина, Л.Н. Играйте на здоровье [Текст: непосредственный] /Л.Н.Волошина. - Москва: Книжный мир, 2003. - 58 с.
6.Дворкина Н. И. Методика сопряженного развития физических качеств и
психических процессов у детей 3 – 6 лет на основе подвижных игр - М.:
Просвещение, 2005 г.- 417с.[текст: непосредственный]
7.Доронина М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2007 г.- № 4.– с.10-14.[текст: непосредственный]
8.Иванова, В. В. Значение народных подвижных игр для развития дошкольников / В. В. Иванова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 103-106. — URL:https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13813/ (дата обращения: 31.03.2021).
9.Павлова Л. Значение подвижных игр в физическом развитии дошкольника.//
Дошкольное воспитание. 2002, № 4. С. 53.[текст: непосредственный]
10.Покровский Е.А. Русские детские подвижные игры - Спб.: Речь, 2011 г. - 184
с.[текст: непосредственный]
11.Смирнова Е. Игры развивающие мышление. Вопросы теории.// Дошкольное
воспитание. 2002, № 8.[текст: электронный]
12.Левицкая М. Народные подвижные игры - СПб, Издательство
Политехнического университета, 2008 г.[текст: электронный]
13.Лямина Л.А. Народные игры в детском саду. М., 2008 г.- 84 с.[текст:
непосредственный]
14.Миленко В.П. Нужно ли учить детей играть// Дошкольное воспитание. 2005,
№ 4. С. 6.[текст: непосредственный]
15.Осокина Т. И. Детские подвижные игры - М.: Просвещение, 2003 г. – 14 с. [текст: непосредственный]
Можно отметить, что возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения не реализуются сами по себе - необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов, разработка программ, методических рекомендаций и так далее. Детей дошкольного возраста чаще всего называют почемучками. У них велика потребность в познании открывать мир, людей, природу. В силу своих возрастных особенностей они всегда готовы откликнуться, прежде всего, эмоционально на всё окружающее, новое в жизни. Учёт возрастных особенностей важен при отборе содержания, форм и методов работы с дошкольниками как средства патриотического воспитания. Из методов воспитания большое внимание уделяется игре, игровым приёмам как основе развития ребёнка в дошкольном возрасте, приданию эмоциональной окраске каждому путешествию в окружающий мир. Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остаётся глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей , пробуждает в них интерес, выполнения игровых действий. Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству.