Педагогическая диагностика развития умственных и творческих способностей школьников
ВВЕДЕНИЕ
В современных учебных заведениях приоритетной задачей выделяют формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД), рассчитанных не только на усвоение учебного процесса, но личное развитие учащегося. Психолого-педагогическая диагностика УУД выступает как обязательный аспект современного образовательного процесса. Применение психолого-педагогических методик диагностики позволит на раннем этапе выявить и исследовать проблему УУД. Область применения диагностической методики обширна: оценка умственных и творческих способностей учащегося, оценка его эмоционального состояния, а также оценка психологического здоровья в образовательной среде.
Данная дипломная работа посвящена исследованию и разработке методики педагогического развития и самооценке творческих и умственных способностей личности учащегося.
Актуальность темы дипломной работы связана в первую очередь с поиском оптимальных способов интенсификации и модернизации системы подготовки и тестирования учащихся, повышение качества их обучения с использованием разработанных программ и методички. Для эффективного управления процессом развития творческих способностей учащихся, с учетом индивидуальных особенностей учащегося, рекомендуется ввести в педагогическую работу различные проверенные средства тестирования.
Гипотеза нашего исследования основана на том, что любое образование должно развивать творческий потенциал учащихся. Если педагог-исследователь научится определять уровень выраженности творчества у учащихся, ему будет легче выявить динамику развития этого потенциала, а значит, и эффективность всего образования.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Методика педагогической оценки и самооценки творческих и умственных способностей учащихся 5
1.1 Методологические принципы и критерии оценки творческих способностей личности 5
1.2 Проблема умственного развития в школьном возрасте 10
1.3 Специфика компьютерного тестирования и его формы 12
1.4 Развитие креативности учащихся в процессе изучения курса общей математики 16
1.5 Развитие креативности будущих учителей математики 17
2 Развитие умственных и творческих способностей школьников 20
2.1 Динамика умственного развития школьника как следствие обучения 20
2.2 Разработка комплекса развивающих задач по математике и информатике 26
2.3 Создание рабочей тетради «Занимательная математика» 37
2.4 Разработка тестов диагностики творческих и умственных способностей личности 39
3 Педагогический эксперимент 45
3.1 Определение степени творческих способностей 45
3.2 Выявление связи между развитием творческих и умственных способностей учащихся средствами занимательной математики и информатики 48
Заключение 50
Список использованных источников 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. М.: Казань, 1988. 236 с.
2 Венгер Л.А. Готов ли ваш ребёнок к школе? М.: Знание, 2009. 192 с.
3 Выготский Л.С. Педагогика. Собрание сочинений в 6 томах. Том 4. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 369 с.
4 Гарднер М. Математические досуги. М.: Мир, 1972.
5 Гик Е.Я. Занимательные математические игры. М.: Знание, 1987.
6 Гомеза М.В. Возрастная педагогическая психология. М.: 2004. С. 231 – 240.
7 Давьшова Т.Г. Использование наглядных средств в работе с детьми // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. М.: 2012. 69 с.
8 Дарвиш О.Б. Педагогика и психология. М.: 2005. 193 с.
9 Депман И.Я. Первое знакомство с математической логикой. М.: 1965.
10 Коллектив авторов Психология одаренности и творчества. М.: 2019. 530 с.
11 Костюченко М. Формируем учебную деятельность, используя наглядные средства / М. Костюченко // Дошкольное воспитание. М.: 2012. С. 36 – 39.
12 Ляшко Е.Н. Интеграция педагогических условий развития системного мышления студентов – будущих педагогов. М.: Казань, 2009. 19 с.
13 Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 1. М.: 1999. 110 с.
14 Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 2. М.: 1999. 383 с.
15 Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 336 с.
16 Синельникова Я. Психология наглядности при обучении. М.: 2011. С. 18 – 37.
17 Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Ерофеевой Т.И. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 344 с.
18 Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: 2002. 362 с.
19 Чуфарофский Г.А. Общие основы психологии. 4-е издание. М.: Владос, 2000. 320 с.
20 Эстанислао Бахрах Гибкий ум. Как видеть вещи иначе и думать нестандартно. М.: 2017. 240 с.
Из анализа педагогического процесса можно сделать вывод, что успех обучения во многом зависит от наглядности того материала, который педагог старается донести до своих учеников. Наглядные методы не могут быть изолированными от словесных методов обучения, т.к. любое наглядное пособие поясняется и является основным источником дополнительной информации. Наглядный метод это и беседа, и рассказ, и самостоятельное изучение с использованием наглядных средств. Опора на ощущение и восприятие учащегося при использовании наглядных пособий создает некую структуру познавательной деятельности. Учащийся начинает мыслить конкретно и образно, а это является хорошей базой для формирования абстракции. Наглядность должна в любом случае сочетать изоморфизм и простоту. Простоты в записях можно добиться, исключив все несущественные детали из записей, а сохраняя только самое существенное. Упоминая об изоморфизме средств наглядности, стоит обратить внимание на тождественность изображения структур и отношений изучаемых объектов. Практика показывает эффективность применения наглядных пособий, четко выражающих наиболее вещественные понятия изучаемого материала, свободных от лишних деталей, сгруппированных по определенным признакам и свойствам.