Практико-ориентированные задачи как средство формирования учебной мотивации обучающихся на уроках математики
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество меняет взгляд на содержание математического образования. Особое внимание направлено на развитие способности обучающихся применять полученные в школе знания и умения в повседневной жизни.
Формирование учебной мотивации изучения математики в школьном возрасте можно назвать одной из глобальных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена обновлением содержания математического обучения. Формированием у обучающихся приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, что невозможно без интереса обучающегося к предмету.
Главным требованием к подготовке самодостаточных выпускников школ является формирование у них широкого научного мировоззрения, основанного на прочных знаниях и жизненном опыте. Готовности к применению полученных знаний и умений в процессе своей дальнейшей жизни. Реализация этого главного требования предусматривает ориентацию школьных образовательных систем на развитие у обучающихся качеств, необходимых для жизни в современном обществе.
Поэтому в обучении математике следует особое внимание уделять практико-ориентированным задачам, так как они нацелены не только на приобретение хороших знаний и применение их в практических жизненных ситуациях, но и способствует формированию мотивации.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ ……….6
1.1 Понятие мотивации в психолого-педагогической литературе …………..6
1.2 Роль и место практико-ориентированных задач при обучении математике 12
1.3 Особенности формирования мотивации при решении задач. Экономические задачи, как средство мотивации ………………………………18
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ…………………37
2.1 Пропедевтика мотивации к обучению математике через решение задач на проценты ……………………………………………………………………………37
2.2 Формирование мотивации, через практико-ориентированные задачи в курсе математики старшей школы ………………………………………………………38
2.3 Обучение решению задач с экономическим содержанием ………………...53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….56
Список использованной литературы ……………………………………………..64
Список использованной литературы
1. Алексеева, М. И. Мотивы обучения учащихся [Текст] / М.И. Алексеева. – М.: Советская школа, 2011. – 120 с.
2. Алферов, А. Д. Формирование ответственного отношения к обучению [Текст] / А. Д. Алферов: Учеб. пособ. - М., 2012. – 180 с.
3. Асмолов , А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. [ Текст] / А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
4. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе [Текст] / Ю. К. Бабанский. – М.: Просвещение, 2012. – 208 с.
5. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса [Текст] / Ю. К. Бабанский. - М.: Просвещение, 2013. - 192 с.
6. Бикеева А.С. Формирование учебной мотивации. [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/103767 (дата обращения: 03.12.2021)
7. Баженюк, 3. С. Диагностика особенностей мотивации учебной деятельности школьников подросткового возраста [Текст] / З. С. Баженюк // Методические рекомендации. -Луцк, 2014. – 140 с.
8. Бланк, Т. В. Формирование положительной мотивации как фактора успеха учебной деятельности младших школьников [Текст] / Т.В. Бланк // Начальное обучение и воспитание - 2009. - № 16/18. - С. 2-9.
9. Божович, Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка [Текст] / / Л. И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков; под ред. Л. И. Божович, Л. Г. Благонадежина. - М.: Педагогика, 1972. - С. 43-44.
10. Виноградова Возрастные особенности учебной деятельности детей младшего школьного возраста: на заметку родителям
11. Гринева, Н. В. Теоретико-методические основы формирования саморегуляции учебной деятельности школьников [Текст] / Н. В. Гринева. – СПб: Прометей, 2016. – 141 с.
12. Гринько, А. И. Проблемы стимулирования самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся [Текст] / А. И. Гринько // Родная школа. -2013. -№ 5. - с. 72-75.
13. Давлетчина, С. Б. Словарь по конфликтологии (ВСГТУ, 2015, 100с) [Электронный ресурс]URL: http://vocabulary.ru/dictionary/975/word/motiv-izbeganija-neudachi (дата обращения: 23.11.2021)
14. Давыдов, В. В. Проблема развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. - М., 1986. 350 с.
15. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. М., 1996. 630 с.
16. Доний, В. Л., Несен Г. Н. и др. Психология и педагогика жизнетворчества [Текст] / В. Л. Доний: Учеб.-мет. пособ. -К., 2016.
17. Дюжева, О. А. Педагогические условия формирования учебной мотивации школьников [Текст] / О. А. Дюжева // Дис. канд. п.н. Кострома, 2010, 197 с.
Изучение данной темы начинается в 5 классе. «Что такое процент» - это первая тема изучаемой линии. Основная цель данного этапа - сформировать понятие процента, как специального способа выражения доли величины. Выработать умения обращения обыкновенной дроби в десятичную, десятичной дроби и натурального числа в проценты, решение обратной задачи. В результате, еще до решения основных задач на проценты, обучающийся должен прочно овладеть достаточно большим набором фактов, которые помогут ему в дальнейшем. Для успешного усвоения темы «Проценты» и дальнейшей выработке навыка решения задач обучающийся должен знать, как перевести десятичную дробь и натуральное число в проценты, как записать проценты в виде десятичной дроби.