Пути повышения эффективности деятельности ОАО «АСБ Беларусбанк» по потребительскому кредитованию населения
ВВЕДЕНИЕ
Основная функция банков – мобилизация ресурсов и их дальнейшее размещение. В настоящее время состав и структура активов банков очень мобильны и изменчивы, что связано с появлением и развитием новых финансовых инструментов, развитием финансовых рынков, вследствие чего банк расширяет свой перечень проводимых операций, которые различны по трудоемкости, прибыльности и степени риска.
В то же время, несмотря на появление разнообразных функциональных обязанностей банков в области обслуживания клиентов, кредитование клиентов по–прежнему остается традиционным банковским активом, приносящим основную часть доходов банкам. Вслед за деньгами изобретение кредита является важным открытием человечества. Благодаря кредиту сокращается время на удовлетворение хозяйственных и личных потребностей. Граждане, воспользовавшись кредитом, имеют двойной шанс: либо применить способности и полученные дополнительные ресурсы для расширения своего дела, либо ускорить достижение потребительских целей, получить в свое распоряжение такие вещи, предметы, ценности, которыми они могли бы владеть лишь в будущем. Воспользовавшись кредитом, население в кратчайшее время может улучшить свои жилищные условия.
В связи с переходом банковской системы Республики Беларусь на качественно новый уровень вопрос улучшения методологии организации кредитования населения рассматривается и изучается каждым банком: разрабатываются новые кредитные продукты, расширяется спектр услуг и др. В условиях высокой конкуренции каждый банк заинтересован, чтобы организация кредитования населения была поставлена на должном высоком уровне.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 6
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ 6
1.1 Понятие потребительского кредитования, его микро- и макроэкономические аспекты 6
1.2 Общие основы организации потребительского кредитования в банке 16
1.3 Бизнес-процесс потребительского кредитования 23
1.4 Характеристика рынка потребительского кредитования в Республике Беларусь 29
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В ОАО «АСБ БЕЛАРУСБАНК» 33
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «АСБ Беларусбанк» 33
2.2 Анализ внешней среды ОАО «АСБ Беларусбанк» 41
2.3 Оценка выдачи и погашения потребительского кредита в ОАО «АСБ Беларусбанк» 47
2.4 Оценка эффективности работы ОАО «АСБ Беларусбанк» по потребительскому кредитованию населения 55
ГЛАВА 3 62
ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «АСБ БЕЛАРУСБАНК» ПО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМУ КРЕДИТОВАНИЮ НАСЕЛЕНИЯ 62
3.1 Повышение эффективности потребительского кредитования за счет реинжиниринга бизнес-процессов 62
3.2 Развитие кредитования физических лиц в банке 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агарков, М.М. Основы банкового права: Курс лекций/ М.М.Агарков. –Москва: Высш. шк., 2011. – 216 c.
2. Ачкасов, А.И. Активные операции коммерческих банков: учеб. пособие / А.И.Ачкасов. – Москва: Консалбанкир, 2009. – 312 с.
3. Банковский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 25 окт. 2000 г., № 441–З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 13.06.2012 г., № 416–З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – Минск, 2015. – Дата доступа: 10.02.2022.
4. Банковское дело / Состояние современной банковской системы и перспективы развития [Электронный ресурс] – Минск, 2012.–Режим доступа: http://www.banki–delo.ru/2011/01/особенности–банковской–системы–респ / – Дата доступа: 25.01.2022.
5. Банковское дело: учебник / под ред. О.И. Лаврушина. – Москва: Банковский и биржевой научно–консультационный центр, 2010. – 504 с.
6. Бабич, А.М., Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник/ А.М.Бабич, Л.Н.Павлова. – Москва: ЮНИТИ–ДАНА, 2011. – 513 с.
7. Банки и банковское дело. / Под ред. Балабанова И.Т. – Санкт –Петербург: Питер, 2011. – 256 с.
8. Банковское дело: Учебник. / Под ред. Жарковской Е.П. – Москва; Высш. шк., 2013. – 440 с.
9. Банковское дело. Учебник / Под. Ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П, Кроливецкой. – 5–е изд., перераб. и доп.. – Москва: Финансы и статистика, 2009. – 592 с.
В настоящее время ежедневно сотрудник СККиСКП каждое утро просматривает все кредитные договора и выбирает те, которые подлежат погашению на сегодняшнюю дату. Затем сотрудник связывается по телефону либо по интернету с этими клиентами и предупреждает их о необходимости погашения задолженности (с предоставлением ПП) до конца рабочего дня. В конце рабочего дня сотрудник СККиСКП проверяет список тех клиентов, которые должны были оплатить задолженность в этот день и из этого списка переносит в отдельный список «ожидания к погашению» те кредитные договоры, долг по которым не был уплачен. Таким образом, мониторинг должников и их оповещение отнимает у сотрудника много времени, к тому же от него требуется повышенное внимание и сосредоточенность, что вызывает быструю усталость и утомляемость. Следовательно, нужно внести изменения в существующий процесс.
Координальным преобразованием будет автоматизация существующего процесса поиска должников (рисунок 3.2). Тем более для осуществления данного предложения не потребуется значительных перемен в существующей системе, а можно будет провести автоматизацию на основе имеющейся программы «Опердень», дописав только несколько новых функций к ней. Программа «Опердень» - это своеобразная информационная база, которая представляет собой собрание всех процессов, проектов и продуктов, с которыми работает банк в данный момент. Таким образом, в данной системе хранится информация о всех кредитах, выданных банком. В результате проведения автоматизации изначальный процесс должен будет работать следующим образом.