Особенности нарушений связной речи и пути ее формирования у дошкольников с ОНР

В данной ВКР выявлены особенности связной речи у дошкольников с ОНР. Определены оптимальные пути логопедического воздействия по ее формированию у данной категории детей.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
03.10.2022
Объем файла
277 Кб
Количество страниц
93
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2080 руб.
2600 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Значение и важность речи в жизни каждого человека трудно переоценить: «Речь является важнейшим средством овладения знаниями, необходимой предпосылкой обучения и развития ребенка» - писал Селиверстов В.И. [1994]. В этих словах по мере развития ребенка увеличивается и его потребность в общении. Что в свою очередь, стимулирует накопление и развитие у него речевых умений и навыков. (Селиверстов В.И. [1994]). У детей без речевых нарушений связная речь развивается постепенно, вместе с развитием мышления, деятельности и общения (Одинокова Н.А., Данекина Е.А. [2002]).
Психолингвистика рассматривает связную монологическую речь как сложный вид речевого общения, иерархически организованную речемыслительную деятельность, продуктом которой является текст. Поэтому умения и навыки связной речи даже при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Однако способы и пути такого обучения ещ

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….……..4
Глава 1. Теоретические основы изучения связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР ……………………………………………………….…………...7
1.1 Характеристика связной речи ..…………………………………………...7
1.2 Формирование связной речи в онтогенезе …………..………………….12
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР ……………..14
1.4 Характеристика нарушений связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР..……………………………………………………...……26
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования. Характеристика детей………………..……………………………………………………………..28
Глава 3. Особенности связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР……………………………………………………………………………….33
3.1. Научно-теоретическое обоснование методики констатирующего эксперимента…………………….………………………………………………33
3.2. Содержание методики исследования связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР…………………………………………...………........................35
3.3. Анализ данных констатирующего эксперимента……..…………………..36
3.4. Характеристика групп детей дошкольного возраста с ОНР, выделенных в результате констатирующего эксперимента….………………………………..57
Глава 4. Пути формирования связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР……………………………………………………………………………….59
4.1. Научно-теоретическое обоснование методических рекомендаций к логопедической работе по формированию связной речи у дошкольников с ОНР…….….59
4.2. Содержание методических рекомендаций к логопедической работе по формированию связной речи у дошкольников с ОНР……………………….62
Заключение……………………………………………………………………….77
Список литературы……………………………………………………………....83
Приложение 1…………………………………………………………………….89
Приложение 2…………………………………………………………………...110

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Адмони, В. Г. Система форм речевого высказывания / В.Г. Адмони. СПб. : Наука, 1994.
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений -- 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. - М., 1966. – 365 с.
Бородич А.М. Методика развития речи детей/ А.М. Бородич. - М.: Прочвещение, 1981. - 256 с.
Брудный, А. А. Понимание как философско-психологическая проблема : статья / А. А. Брудный // Вопр. философии, 1975. — № 10. — С. 109–117.
Бухбиндер, В. А. О целостности и структуре текста / В. А. Бухбиндер, Е. О. Розанов // Вопросы языкознания. — 1975 — № 6 — С. 73-86.
Введение в языкознание. Касевич В.Б. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 240 с.
Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158 с.
Выготский Л.С. Мышление и речь/ Л.С. Выгодский. – М., 1982. – 352 с.
Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. — М. : Юрайт, 2017. — 302 с.
Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев М., 1961. - 390 с.
Глухов В. П.. Основы психолингвистики. Высшая школа. /  В.П. Глухов. — М.: ACT: Астрель, 2005. — 351 с.
Глухов В.П. Из личного опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию (сообщение 2: Обучение рассказыванию с элементами творчества) // Дефектология. – 1994. - № 4. – С56 - 73.
Глухов В.П. Методика формирования связной речи дошкольников с ОНР / В.П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2004. – 166 с.
Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи - 2-е изд., испр. и доп. / В.П. Глухов. -

Дети из ЭГ не показали высокий уровень, их показатели остановились на уровне выше среднего и ниже среднего, порядка 50% каждый. Низкий уровень показали 10% детей, не подобрав более одного признака к предмету. Как и в предыдущих исследованиях, для выполнения задания детям из ЭГ требовалось значительно больше времени. Анализ результатов исследования выяви интересные особенности. Дети из ЭГ довольно часто придумывали слова, которых не существует, например, «торт свечисковый», «снег кружистый», «лимон кислистый». Один ребенок подбирал одинаковые прилагательные ко всем существительным: «дом интересный, машина интересная, торт интересный». Некоторые дети определяли определения сходные по форме или вкусу: «торт - круглый, квадратный, клубничный, ягодный, малиновый», «лимон – кислый, сладкий, горький». Также, как и в предыдущем задании дети из обеих групп легче подбирали определения к тем предметам, с которыми стал