Развитие у учащихся пятого класса с легкой степенью умственной отсталости социально-бытовой компетентности на уроках «Основы социальной жизни»
Введение
Социально-бытовая компетентность в настоящее время обозначает умение людей строить тактики взаимоотношения с разными людьми в окружающей их социальной действительности.
Социально-бытовая компетентность подразумевает в одинаковой мере и овладение способами взаимоотношений с социумом, методы достижения целей, и осмысление сути происходящего, предположение результатов собственных действий. Весьма важен «ментальный» аспект — понимание социальной среды, сознательное построение взаимоотношений с социумом. Этим и определяется весомое значение школьного образования в развитии социально - бытовой компетентности (Г.М. Андреева, А.С. Белкин, В.А. Болотов, Н.В. Веселкова, И.А. Виноградова, Н.Ф. Голованова, И.Ф. Дементьева, Ю.М. Жуков,С. А. Шаронова и др.).
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Научно-теоретические основы по развитию социально-бытовой компетентности у учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости на уроках «Основы социальной жизни» 7
1.1. Особенности развития социально-бытовой компетентности в онтогенезе 7
1.2. Особенности развития социально-бытовой компетентности у детей с лёгкой степенью умственной отсталости 11
1.3. Методические аспекты коррекционной работы по развитию у учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости социально-бытовой компетентности на уроках «Основы социальной жизни» 16
Выводы по1 главе 24
Глава 2. Организация, содержание и результаты эмпирического исследования 27
2.1. Общая организация исследования 2.2. Изучение особенностей и выявление уровня развития у учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости социально-бытовой компетентности 31
2.3. Программно-методические аспекты коррекционной работы по развитию у учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости социально-бытовой компетентности на уроках «Основы социальной жизни» 38
Выводы по2 главе 48
Заключение 49
Аннотация 52
Список использованных источников и литературы 54
Приложение 60
Список использованных источников и литературы
1. Абель, Г.Н. Воспитание и воспитанность [Текст] / Г.Н. Абель // Проблемы детства. – 2012. – № 3. – С. 51 – 59.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 384 с.
3. Бгажноков, Б.Х. Культура эмпатии [Текст] / Б. Х. Бгажноков // Этнографическое обозрение. – 2003. – № 1. – С. 55 – 68.
4. Бгажнокова, И.М. Школа для детей с нарушением интеллекта: тенденции, перспективы развития [Текст] / И.М. Бгажнокова //Дефектология. - 2004. – № 3. – С. 51– 54.
5. Белкин, А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство [Текст] / А.С. Белкин. – Челябинск: Южно-Уральское книж. изд-во, 2004. – 176 с.
6. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 44 – 56.
7. Бородулина, С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников [Текст] / С.Ю. Бородулина. – Ростов на Дону: Феникс, 2004. – 352 с.
8. Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики [Текст] / Т.В. Варенова. – Мн.: ООО Асар, 2007. – 320 с.
9. Веселкова, Н.В. Социальная компетентность взросления [Текст] / Н.В. Веселкова, Е. В. Прямикова. – Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2005. – 204 с.
10. Виноградова, И.А. Коммуникативная компетентность и социализация личности [Текст]: автореф. канд. соц. наук / И.А. Виноградова. – Н. Новгород, 2002. – 23 с.
11. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – М.: Просвещение, 1973. – 185 с.
12. Воронкова, В.В. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида [Текст]: пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова. – М.: Владос, 2010. – 300 с.
13. Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003. – 654 с.
14. Гладкая, В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида [Текст] / В.В. Гладкая. – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2006. – 192 с.
15. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка [Текст] / Н.Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
16. Головин, С.Ю. Словарь психолога-практика [Текст] / С.Ю. Головин. – Минск.: ХАРВЕСТ ООО, 2005. – 976 с.
17. Грабенко, Т.М. Коррекционные, развивающие, адаптирующие игры [Текст] / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 64 с.
18. Граборов, А.Н. Основы олигофренопедагогики [Текст] / А.Н. Граборов. – М.: Классик-Стиль, 2005. – 248 с.
19. Гудонис, В.П. Особенности адаптации детей и подростков [Текст] / В.П. Гудонис, К.Л. Самашонок // Дефектология. – 2007. – № 4. – С. 70 – 76.
20. Девяткова, Т.А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида [Текст] / Т.А. Девяткова. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 304 с.
21. Дементьева, И.Ф. Социальная адаптация ребёнка с проблемами в развитии: [по материалам социол. исслед.] [Текст] / И.Ф. Дементьева // Социальная педагогика. – 2003. – № 2. – С. 64– 73.
22. Дементьева, И.Ф. Социальная адаптация детей: проблемы и перспективы в условиях рынка [Текст] / И.Ф. Дементьева // СоцИс: Социальные исследования. – 1992. – № 10. – С. 62 – 70.
23. Дети с нарушениями в развитии: консультирование и диагностика развития [Текст] / Сост. Е.А. Стребелева, А.А. Северный, В.И. Брутман, Н.Н. Малофеев. – М.: Полиграф сервис, 2008. – 299 с.
24. Дети социального риска и их воспитание [Текст] / Сост. Л.М. Шипицына.– СПБ.: Речь, 2003. – 144 с.
25. Дульнев, Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе [Текст] / Г.М. Дульнев. – М.: Просвещение, 1981. – 176 с.
26. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении [Текст] / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. – Киров: ЭНИОМ, 1991. – 95 с.
27. Ключников, С.В. Социальная адаптация детей, оставшихся без попечения родителей [Текст]: учеб.– метод. рекомендации / С.В. Ключников. – Великий Новгород: НовГУ, 2002. – 43 с.
28. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей: социально-эмоциональные проблемы [Текст] / Сост. Л.М. Шипицына, Е.И. Казакова. – СПБ.: Питер, 2000. – 108 с.
29. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов [Текст] / Сост. М.А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2002. – 352 с.
30. Лапшин, В.А. Основы дефектологии [Текст] / В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов. – М.: Просвещение, 1991. – 143 с.
31. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1975. – 304 с.
32. Львова, С.А. Практический материал к урокам социально - бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида [Текст]: Пособие для учителя / С.А.Львова. – М.: Владос, 2009. – 136 с.
33. Мозговой, В.М. Основы олигофренопедагогики [Текст] / В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Еремина. – М.: Академия, 2008. – 224 с.
34. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2000. – 456 с.
35. Назарова, И.Б. Возможности и условия адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / И.Б. Назарова // Социологические исследования.– 2011. – № 4. – С. 70 – 77.
36. Основы специальной психологии [Текст] / Сост. Л.В.Кузнецова. – М.: Академия, 2003. – 480 с.
37. Переслени, Л.И. Умственная работоспособность при олигофрении. Учащиеся вспомогательной школы [Текст] / Л.И. Переслени, М.С. Певзнер, С.А. Сагдуллаев. – М.: Педагогика, 1979. – 385 с.
38. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников [Текст]: учеб.пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М.: Академия, 2004. – 160 с.
39. Преодоление трудностей социализации детей-сирот [Текст]: учебное пособие /Сост. Л.В. Байбородова, Л.Г. Жедунова, О.Н. Посысоев. – Ярославль: Исполнительная дирекция по президентской программе «Дети России», 1997. – 195 с.
40. Прихожан, А.М. Дети без семьи [Текст] / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. – М.: Просвещение, 1990. – 160 с.
41. Психическое развитие воспитанников детского дома [Текст] / Сост. И.В. Дубровина, А.Г. Рузская. – М.: Педагогика, 1990. – 264 с.
42. Подласый, И.П. Педагогика. Т.2 [Текст] / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 256 с.
43. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника [Текст] / С.Я. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
44. Скворцова, В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии [Текст] / В.О. Скворцова. – М.: Владос – Пресс, 2006. – 160 с.
45. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2005. – 576 с.
46. Стадненко, Н.М. Развитие мышления учащихся вспомогательных школ в процессе обучения [Текст] / Н.М. Стадненко // Дефектология. – 1984. – № 5 – С. 25– 30.
47. Стернина, Т.З. Понимание эмоциональных состояний другого человека детьми с нарушением умственного развития [Текст] / Т.З. Стерина // Дефектология. – 1988. – № 3. – С.8 – 15.
48. Стребелева, Е.А. Методика проведения психолого-педагогического обследования. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития [Текст] / Е.А. Стребелева. – М.: Полиграф-сервис, 1998. – 299 с.
49. Хилько, А.А. Преподавание социально-бытовой ориентировки вспециальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида [Текст]: Пособие для учителя / А.А. Хилько. – СПб.: Просвещение, 2006. – 248 с.
50. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога [Текст] / М.В. Шакурова. – М.: Академия, 2002. – 272 с.
51. Шаронова, С.А. Компетентностный подход и стандарты в образовании [Текст] / С. А. Шаронова // Социологические исследования. – 2008. – № 1. – С. 39 – 48.
52. Шинкаренко, В.А. Диагностика и формирование навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового и ручного труда у умственно ограниченных детей [Текст]: Методические материалы в помощь педагогам специальных учреждений и родителям / В.А. Шинкаренко. – Минск: Изд-во БелАПДИ, 1997. – 15 с.
53. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2005. – 383 с.
54. Яковлева, И.А. Условия развития социально-бытовых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / И.А. Яковлева // Поддержка. – 2012. – № 2. – С. 147– 157.
55. Япрушко, И.З. Социально-бытовые навыки ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / И.З. Япрушко. – Калуга: ИнформА, 2010. – 54 с.
В структуре компетентности личности помимо прочих представлена компетентность в социально-бытовой сфере, то есть социально-бытовая компетентность. Социально-бытовая компетентность – это обладание социальным опытом, позволяющим человеку обоснованно судить о системе социальных ролей и осуществлять жизнедеятельность в соответствии с нормами, принятыми и закреплёнными в обществе.
Развитие у детей с сохранным интеллектом социально-бытовой компетентности происходит под воздействием общественного и семейного воспитания, благодаря самообслуживающему труду, пользованию услугами различных предприятий службы быта. Ребёнок усваивает готовые формы и способы социальной жизни, успешно адаптируется к социуму, вырабатывает собственный социальный опыт.
Дети с умственной отсталостью испытывают значительные трудности во взаимодействии с социальной средой, что значит