Изучение музыкальных традиций этнофоров средствами хорового театра как средство воспитания этнической толерантности младших школьников на уроках музыки
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня очень актуально освоение новых педагогических форм и методов обучения и воспитания. Это относится и к области эстетического воспитания подрастающего поколения, в которой постоянно возникают новые культурные направления, формы, жанры, требующие творческого осмысления, освоения и внедрения. В частности, большой интерес вызывает педагогический потенциал хорового театра. Современный человек тяготеет к зрелищному способу получения информации.
Воспитание этнической толерантности – это проблема, которая актуальна во всем мире. Это связанно с тем, что в последнее десятилетие во многих городах России произошли существенные изменения этносоциальной ситуации: повысилось число иностранных граждан, приезжающих на работу или учебу, увеличился приток трудовых мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья, появилась такая категория граждан, как «вынужденные переселенцы».
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания этнической толерантности у младших школьников на уроках музыки средствами хорового театра 7
1.1 Воспитание этнической толерантности как психолого-педагогическая проблема в научной литературе 7
1.2 Возрастные особенности воспитания этнической толерантности в трудах отечественных и зарубежных исследователей 14
1.3 Потенциал хорового театра в воспитании этнической толерантности младших школьников на уроках музыки 21
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Эмпирическое изучение восптания этнической толерантности детей младшего школьного возраста в процессе воплощения музыкальных традиций этнофров 29
2.1 Констатирующее исследование этнической толерантности детей младшего школьного возраста 29
2.2 Воплощение музыкальных традиций этнофоров в хоровом театре как средство воспитания этнической толерантности 34
2.3 Анализ результатов формирующего эксперимента 41
Выводы по второй главе 44
Заключение 45
Список литературы 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур: Меетодология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности/ Л. Г. Почебут. – СПб., 2007.-281с.
2. Сирота Н. М. Идеологии и идеологические течения: классическое наследие и современность / Н. М. Сирота. – СПб., 2009. – 189с.
3. Декларации о принципах толерантности. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.un.org/russian/documen/declarat/toleranc.htm
4. Лебедева, Н.М. Социально-психологические и индивидуально-личностные факторы этнической толерантности - интолерантности в межкультурном диалоге / Н. М. Лебедева / Межкультурный диалог: сб. статей / под ред. М. Ю. Мартыновой. – М.: изд-во РУДН, 2003 – С. 209-247.
5. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М. : Институт практической психологии. – Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996 – 768 с.
6. Лекторский В. А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. – 1997. – № 11. – С. 46–54.
7. Майковская, Л.С. Ценностная сущность толерантности в контексте этнокультурной парадигмы музыкального образования/Л.С. Майковская/ Вестник московского государственного университета культуры и искусств. 2008. № 3. с. 209-212.
8. Бакулина, С.Д.. Толерантность. От истории понятия к современным социокультурным смыслам. [Электронный ресурс]. Учебное пособие. Изд-во «ФЛИНТА» 2014 URL: https://www.litmir.me/br/?b=231108&p=1
9. Широкогоров С.М. Этнос. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений // Изд. Восточного факультета Дальневосточного университета (Шанхай).- 1923, XVIII.- Т. 1.- С 4-6.
10. Бромлей, Ю. В. Этнос и этнография / Ю. В. Бромлей. — М. : наука, 1979. - 285с.
11. Тишков, В.А. Концептуальная эволюция национальной политики России. Исследования по прикладной и неотложной этнологии./ В. А. Тишков — М., 1996. — 583с.
12. Гумилев, Л. Н. Этногенез и биосфера земли / Л. Н. Гумилев. — М.: Рольф, 2001. – 178с.
13. Van den Berghe P.L. The Ethnic Phenomenon.- New York, Westport, London: Praeger, 1987.
14. Кравченко С.А. Мнацаканян М.О. Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы.- М.:Терра, 1997.- С.219
15. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде : учеб. Пособие / под общ. Ред. В. Н. Гурова. — М. : Пед. О-во России, 2004. – 240с.
16. Иванова, Н. Л. Идентичность и толерантность: соотношение этнических и профессиональных стереотипов [Текст] / Н. Л. Иванова // Вопросы психологии. - 2004. - № 6. - С. 54-63.
17. Днепрова, Т. П. Педагогический анализ понятий «национальная толерантность», «этническая толерантность» и «межнациональная толерантность» / Т.П. Днепрова // Педагогическое образование в России . 2010. № 2. С. 88-98.
18. Ивкова, Ю. П. Формирование этнической то¬лерантности старшеклассников в деятельности классного руководителя : автореф. дис. канд. пед. наук / Ю. П. Ивкова. – Петрозаводск, 2006. - 24с.
19. Психология младшего школьника [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т ; авт.-сост. Ю. Е. Водяха,С. А. Водяха. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2018 – 1 электрон. опт.диск (CD-ROM).
20. Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 3. – 433 с
21. Хакимов Э.Р. Психологические условия стимулирования перехода педагогов на парадигму многокультурного образования. //Парадигмы образования. Материалы Международной научно-практической конференции 25-27 апреля 2006 г./Под ред. А.А Баранова, В.Ю. Хотинец. – Ижевск, 2006
22. Рожков, М. И. Воспитание толерантности у школьников / М.И. Рожков – Ярославль, 2014 – 347 с. с. 77– Текст: непосредственный.
23. Соклакова, Л. А. Толерантность как составляющая этнической идентичности подростков / Л. А. Соклакова: Наука и общество в современных условиях. – Москва, 2015 №1. – С.53-57. – Текст: непосредственный
24. Айгумова, З.И. Этнокультурные особенности развития младшего школьника / З.И. Айгумова. – Москва: Начальная школа плюс до и после. – 2014 – № 2 – С. 44-47. – Текст: непосредственный.
25. Иванова, Е. М. Формирование новой культуры отношений: воспитание толерантности у учащихся начальных классов / Е. М. Иванова. – Москва: Начальная школа. 2006 № 3 – С. 11-15. – Текст: непосредственный.
26. Абдулкаримов, Г. Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания / Г. Г. Абдулкаримов. – Москва: Высшая школа, 2006 – 234 с. – Текст: непосредственный
27. Кабалевский, Д.Б. Программа по предмету «Музыка» для I—VIII классов основной школы /Д. Б. Кабалевский – М.: Просвещение, 2006.- 226с.
28. Голошумова, Г.С. Музыкальное искусство в системе этнокультурного образования личности /Г.С. Голошумова// Нижний Тагил 2012. №2 С. 211-214
29. Климентьева, Н.Н., Пестерева, О. А. О формировании этнической толерантности младших школьников средствами музыкального искусства/ Н.Н. Климентьева, О. А. Пестерева // Вестник бурятского государственного университета Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова 2017. №7. С. 235-240
30. Пестерева, О.А. Искусство как средство социальной адаптации младших школьников: учеб. пособие. / О.А. Пестерева Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2005. 22с.
31. Чередниченко, Т.В. Музыка в истории культуры: курс лекций для студентов-немузыкантов, а также для всех, кто интересуется музыкальным искусством / Т.В. Чередниченко. – Вып 1. – Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994. – 215с.
32. Земцовский, И. И. Музыка и этногенез (исследовательские предпосылки, задачи, пути) // Советская этнография. 1988 № 2 С. 15-24.
33. Камаев, А.Ф. Камаева, Т.Ю. Народное музыкальное творчество: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Ф. Камаев, Т.Ю. Камаева. – 2 – е изд.,испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 304 с.
34. Супруненко Г. В. Хоровой театр как жанр «взаимодействующей» музыки и его воплощение в творчестве композиторов на рубеже ХХ-ХХI в .2012.-174с. С.16
35. Чесноков П. Г. Хор и управление им [Текст] : Пособие для хоровых дирижеров / Ред. и примеч. С. В. Попова. - 2-е изд. - Москва : Музгиз, 1952. - 224 с.
36. Липкань Н. В., Позднякова Т. И. Л61 Руководство по дисциплине «Класс хорового дирижирования и чтения хоровых партитур»: учебно-методическое пособие / Н. В. Липкань, Т. И. Позднякова. – Иркутск: Изд-во «Аспринт», 2017. – 160 с.
37. Двойнос, Л. И. Методика работы с хором [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению 050100 «Педагогическое образование» (профиль «Музыка» и «Дополнительное образование») / Л. И. Двойнос. – Кемерово : Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2012 – 106 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/.
38. Самарин, В. А. Хор : учебник и практикум для СПО / В. А. Самарин, М. С. Осеннева. — М. : Издательство Юрайт, 20189 — 265 с. — Серия : Профессиональное образование ISBN 978-5-534-07249-5
39. Дашанова, Н.А. Инновационные технологии вокально-хоровой работы с детьми // ВЭПС. – 2013 – № 1 – С. 212-216.).
40. Овчиникова Т. Н. Воспитание певческого голоса в детском хоре // Музыкальное воспитание в школе/ Сост. О. А. Апраксина – М., 1975. – Вып. 10.
41. Леонтьева О.Т. Карл Орф. М.: Наука, 1984 33 с.
42. Курышева Т. Театральность и музыка. М.: Сов. композитор, 1984 201 с.
43. Киреева Н.Ю. Хоровая театрализация как способ коммуникации в древних обществах. Саратов, 2009.
44. Батюк, И. В. Современная хоровая музыка: теория и исполнение : учеб. пособие для вузов / И. В. Батюк. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Санкт-Петербург : Лань, 2015 – 211 с. : нот.
45. Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сборник научных трудов. Л., 1989 С. 31 – 50
46. Супруненко, Г. В. Хоровой театр как жанр «взаимодействующей» музыки и его воплощение в творчестве композиторов на рубеже XX - XXI вв.: автореферат диссертации кандидата искусствоведения: 17.00.02 / Г.В. Супруненко, Нижний Новгород., 2012 – 26с.
47. Овчиникова Т. К. Хоровой театр в современной отечественной музыкаьной культуре: Канд. Диссетация – Р-н-Д.2009.-210с. С.15
48. Живов, В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика./ Л.В. Живов. М., Изд. «Владос», 2003.-272с.
49. Солдатова, Г.У. Шагейрова, Л.А. Психодиагностика толератности личности//Московский государственный университет М.В. Ломоносова, М.:Смысл 2008.-172с.
50. Заводова, Т. Е. Музыка и воспитание /Т. Е. Заводова. - М.:Порсвещение 2005. - 198с.
По мнению О.А. Пестеревой на уроках музыки, в отличие от большинства школьных предметов, преимущественно используются коллективные виды деятельности. Совместное слушание музыки, игра в ансамбле, пение хором требуют постоянного общения с учителем и одноклассниками, в котором понимание друг друга проходит через чувства, интуицию, эмоциональный и визуальный контакт [30].
Именно в процессе совместной деятельности дети накапливают опыт межнационального общения. Это помогает преодолеть чувство национальной исключительности и лучше понимать культуру других народов.
В современной социокультурной ситуации школа - это место, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов.
Музыкальное искусство любой страны обладает не столько различиями своего языка, сколько его общностью. Можно привести такие примеры как образ любви, образ Родины, образ матери, которые воспеты в музыкальной культуре каждого народа. Учитель, знакомя учащихся с музыкальной культурой какой-либо страны, раскрывает материал урока, знакомя детей с народными промыслами и с архитектурой той или иной страны.