Кейс-технология как средство развития внутреннего музыкального слуха детей младшего школьного возраста на уроках музыки
ВВЕДЕНИЕ
В современном музыкальном образовании центром музыкально-педагогического процесса является личность ученика. Из многогранного спектра личностных качеств учащихся, проявляющихся в музыкально-творческой деятельности, особое значение приобретает музыкальность, так как именно музыка неоспоримо оказывает огромное влияние на формирование индивидуальности человека, развитие его духовного становления, начиная с самого раннего детского возраста.
Музыкальность – качество, данное человеку природой. К настоящему времени доказано, что, если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, это даёт значительный положительный эффект в формировании его музыкальности.
Говоря о наличии музыкальности у того или иного ученика, педагоги обычно подразумевают наличие у него музыкального слуха, связанного с более или менее тонким различением звуков по высоте. Под умением воспринимать, определять, понимать различные функциональные связи между звуками выступает бол
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ МЛАДЩЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МУЗЫКИ
1.1. Взгляды отечественных и зарубежных исследователей на феномен внутреннего музыкального слуха
1.2. Возрастные особенности развития внутреннего музыкального слуха у детей младшего школьного возраста
1.3. Развивающий потенциал кейс-технологии в научной литератур
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ МЛАДЩЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ
2.1. Диагностика исходного развития внутреннего музыкального слуха у младших школьников на уроке музыки
2.2. Кейс-технология, направленная на развитие внутреннего музыкального у младших школьников на уроке музыки
2.3 Анализ результатов заключительного этапа, направленного на изучение уровня развития внутреннего музыкального слуха младших школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агажанов, А.П. Курс сольфеджио/ А.П. Агажанов . – М.: Диатоника, 1975. –128 с.
2. Алексеев, А.K. Систематический курс музыкального диктанта/ А.К. Алексеев, Д.А. Блюм. – Изд. 2–е. –М.: Музыка, 1976. –224 с.
3. Алексеева, Л.Н. Как воспитывать профессиональный слух у маленьких музыкантов // Воспитание музыкального слуха,/ Алексеева Л.Н. вып.4 / Сб. науч. трудов, сост. Л.Н. Логинова. – М.: 1999. –86 – 96 с.
4. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. –М.: Владос, 2004. –128 с.
5. Асафьев, Б.В. О хоровом искусстве / Б.В. Асафьев. – Л.: Советский композитор, 1980. –250 с.
6. Ахматова, Н.Г. Развитие общей музыкальности и чувства ритма на уро-ках музыкальной грамоты и слушания музыки у учащихся хореографи-ческого отделения/ Н.Г. Ахматова. –М.: Гусев, 2016. –10 с.
7. Благонадежина, Л.В. Психологический анализ слухового представления мелодии. -В кн.: Ученые записки государственного научно-исследовательского института психологии/Л.В. Благонадежина . т.1. –М.: АН РСФСВ, 1940. –151–196 с.
8. Гордеева, Г.А. Музыкальный слух и его развитие в процессе обучения игре на фортепиано. Воспитание внутреннего слуха/ Г.А. Гордеева. – К.: Курск, 2012. –15 с.
9. Давыдова, Е.В. Методика преподавания музыкального диктанта./ Е.В. Давыдова. –М.: Музгиз, 1962. –116 с.
10. Кабалевский, Б.Д. Программа по музыке для общеобразовательной школы/Б.Д. Кабалевский . – М.: Просвещение, 1982. – 112с.
11. Карасева, М.В. Сольфеджио – психотехника развития музыкального слуха/ М.В. Карасева. – М.: Композитор, 2009. – 376 с.
12. Кирнарская, Д.К. Музыкальные способности/Д.К. Кирнарская. – М.: Таланты-XXI века, 2004. –531 с.
13. Крюкова, Т.А Система упражнений по развитию внутреннего музы-кального слуха на занятиях сольфеджио / Т.А. Крюкова. – Нягань.: 2017. –24с.
14. Майкапар, С.М. Музыкальный слух, его значение, природа и особенности и метод правильного развития/С.М. Майкапар. – М.: ЛКИ ,1990. –233 с.
15. Мальцева, Е.А. Абсолютный слух и методы его развития. Музыкальная психология/Е.А. Мальцева. – М.: Ирбит 1992. – 33 с.
16. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального воспитания. / Е.В. Назайкинский. –М.: Музыка. 1972. –384 c.
17. Оськина, С.Е. Основные свойства внутреннего музыкального слуха и принципы его совершенствования: автореферат. диссертация … канд. искусствоведенья/С.E. Оськина. – М.: РГБ.1982. –141 с.
18. Оськина, С.Е. Музыкальный слух. Теория и методика развития и со-вершенствования/С.Е. Оськина, Д.Г. Парнес. –М.: АСТ, 2003. –80 с.
19. Петрушин, В.И. Музыкальная психология/ В.И. Петрушин. –М.: Юрайт, 2019. –38 с.
20. Позднякова, Т.И. Музыкальный слух как компонент музыкальной одаренности в вокально-хоровой деятельности/ Т.И. Позднякова, Лосева С. Н. Вестник КГПУ им. Астафьева, №3, 2017 .18–22 с.
21. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер Ком, 1999. – 720 с.
22. Руденко, А.А. Развитие музыкального слуха младших школьников на уроках музыки в школе/ А.А. Руденко . –М.: 2016. – 250 с
23. Рыженкова М. В. Музыкальный слух. Пути его развития у учащихся детских школ искусств/ М. В. Рыженкова. –М.: Ивантеевка, 2016. –10 с.
24. Серединская, В.А. Развитие внутреннего слуха в классах сольфеджио / В.А. Серединская. –М.: Государственное музыкальное издательство, 1962. – 90 с.
25. Старчеус, М.С. Слух музыканта/ М.С. Старчеус. –М.: Моск. гос. Кон-серватория им. П. И. Чайковского, 2003. -с.639.
26. Тарасов, Г.С. Психология музыкального восприятия школьников // Спутник учителя музыки / Г.С. Тарасов. – М.: Проект, 1993. – 136с.
27. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. – Л.: АПН РСФСР, 1947. –355 с. (2021)
28. Федорович, Е.В. Основы музыкальной психологии /Е.В. Федорович, Е.В. Тихонова. – М.: Директ-медиа, 2014. – 280 с.
29. Халабузарь, П.В. Методика музыкального воспитания/П.В. Халабу-зарь, В.С. Попов, Н.Н. Добровольская. – М.: Музыка, 1989. – 175 с.
30. Цагарелли, Ю.А. Теория системной психологической диагностики/ Ю.А. Цагарелли. – Казань.: Акцетор,2009. –413с.
31. Шабельников, В. К. Разгаданные и неразгаданные тайны формирования умственных действий // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 2012. № 1 — 53-72 c.
Однако, не смотря на то что, ранее было известно о данной технологии обучения, её не применяли в отечественной системе образования вплоть до начала 21 века. Таким образом кейс-технология может рассматриваться как методическое нововведение, распространение которого напрямую связано с изменениями, происходящими в образовании.
Кейс-технология применяется для создания организации процесса обучения и направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала обучаемого и обучающегося обучения [100]. В ней применяются описания конкретных ситуаций (из английского «case» ‒ случай). Обучающимся предлагается осмыслить реальную жизненную ситуацию, в описание которой одновременно отражается не только любая практическая проблема, но и становится актуальным определенный набор знаний, который