Институциональные основы магистратуры в современных условиях
Введение
Актуальность темы исследования. Современная реальность характеризуется процессами интеграции, глобализации, происходящими во всех областях жизнедеятельности человека. Общество, стремящееся к унификации различных сфер своей жизни, требует понимания участниками друг друга, разговора на «одном языке». Россия как важный игрок на международной арене активно участвует в данных процессах.
Интеграция коснулась и института высшего образования, играющего значимую роль в профессиональной подготовке и социализации личности. В период обучения в вузе молодой человек складывается и как профессионал, и как личность, способная эффективно существовать в едином общемировом пространстве, в котором высшее образование является важнейшим конкурентным преимуществом на рынке труда.
В то же время существующая до недавнего времени российская (советская) пятилетняя система высшего образования уже не отвечает тем требованиям, которые предъявляет к ней современное общество.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения институциональных основ магистратуры и ориентаций студентов на обучение 12
1.1. Особенности высшего профессионального образования как социального института 12
1.2. Специфика магистратуры в России и на Западе: сравнительный анализ 38
Глава 2. Формирование ориентаций студентов на обучение в магистратуре 74
2.1. Особенности ориентаций студентов на обучение в магистратуре 74
2.2. Факторы формирования ориентаций студентов на обучение в магистратуре. Типология студентов 107
Заключение 144
Библиографический список 151
Библиографический список
1. Актуальные проблемы социологии молодежи, культуры и образования: материалы междунар. конф., Екатеринбург, 25-26 февр. 2010 г.: [в 3 т.]. Т. 2 / Урал. гос. техн. ун-т - УПИ им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Рос. о-во социологов, Урал, отд-ние; редкол.: JI. Н. Банникова, Ю. Р. Вишневский (отв. ред.), Г. Е. Зборовский и др. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2010. - 355 с.
2. Александрова Т. Л. Экономическое поведение и профессия: методология исследования. Дисс. докт. соци-ол. наук/Урал. гос. проф.- пед. ун-т. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2000. - 259 с.
3. Антропов В.А. Высшее учебное заведение в условиях реформ: развитие организационно-экономических отношений / В. А. Антропов, Е. В. Ревина; Урал. гос. ун-т путей сообщения. - Екатеринбург: Изд-во Урал, гос. ун-та путей сообщения, 2007. - 190 с.
4. Арефьев А.Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг = Russian higher schools on the international market of educational services / А. Л. Арефьев; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Центр социологических исслед. — М.: Центр социального прогнозирования, 2007. - 698 с.
5. Артамонова Е.И. Особенности организации многоуровневого педагогического образования и его функционирования в рамках Болонского процесса // Педагогическое образование и наука: научно- методический журнал. Под ред.: Абдуллин Э.Б. и др. №8, 2011. С. 8-16.
6. Артамонова Е.И. Приоритеты образовательной политики России в европейском пространстве высшего образования // Вестник ЛНУ им. Т.Шевченко. 2011. Ч.II. №20 (231). С. 6-16
7. Астафьев Я., Шубкин В. Социология образования // Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. С. 264-281.
8. Байденко В.И. Мониторинговое исследование Болонского процесса: некоторые результаты и взгляд в будущее // Высшее образование в России. 2009. №7. С. 147-155.
9. Бакалавра возьмут на работу 79% компаний: Опрос портала для молодых специалистов Career.r
Балльная оценка в документах (во вкладыше- приложении к диплому) указывается параллельно с суммой набранных кредитов. Высшее профессиональное образование ведущих стран мира построено на использовании кредитных систем оценки освоения образовательных программ в единицах трудоемкости. Существующие модели кредитных систем могут быть разделены на несколько типов:
- кредитные системы, ориентированные, главным образом, на перевод кредитов для обеспечения академической мобильности, например, ECTS (European Credit Transfer System - Европейская система перезачета кредитов), USTS (U MAP Credit Transfer Scheme - система зачета кредитов университетов азиатско-тихоокеанского региона);
- кредитные системы, ориентированные на накопление кредитов, например, USCS (United States Credit System - система кредитов, используемая в университетах США).