Особенности проявления тревожности в юношеском возрасте
ВВЕДЕНИЕ
Самой актуальной проблемой, возникающей в практической деятельности человека, занимают проблемы, связанные с психическими и психологическими состояниями. В ряде различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется состоянию, обозначаемому в английском языке термином «anxiety», что переводится на русский язык как «беспокойство», «тревога».
Термин тревожность используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать это состояние. Личность с выраженной тревожностью склонна воспринимать окружающий мир как заключающий в себе опасность и угрозу в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности. В этом статусе тревожность впервые была описана З. Фрейдом.
З. Фрейд понимал под тревогой – особенное неприятное состояние, связанное с реакциями отвода раздражения на определённые нервные пути. Тревога возникает как реакция на положение, составляющее опас
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретико-методологические аспекты проявления состояния тревожности в юношеском возрасте …………………………………………6
1.1 Исследование проблем тревожности в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………………………………6
1.2 Определение понятие и роль состояния тревожности…………………9
1.3 Методы и методики диагностики тревожности………………………13
Вывод по первой главе………………………………………………………17
2. Модель исследования и анализ тревожности в юношеском возрасте………………………………………………………………………19
2.1 Психологические особенности юношеского возраста…………………19
2.2 Ход и результаты исследования………………………………………22
Вывод по второй главе ……………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………26
Список использованных источников …………………………………………28
Приложение А………………………………………………………………….30
Список использованных источников
Аракелов Г.Г., Аршинова В.В., Жданова Г.Е. Стресс-факторы, влияющие на формирование психосоциальной устойчивости личности в период студенчества // Психологическая наука и образование – 2018 - №2, с. 52 - 59.
Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психологический журнал – 1997 - №2, с. 34 - 38.
Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал – 1992 - №5, с. 111 - 117.
Астапов В.М. Тревожность у детей. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2016. – 224 с.
Астахов Р.Л.- Тревожность как фактор трансформации личности подростков // Психология XXI века: Тезисы межд. н-пр. студ. кон. СПб, 2020, с.160-168.
Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2014.
Бреслав Г.М. Психология эмоций – М.: Смысл; Издательский дом «Академия», 2014.
Бурлачук Л.Ф. Словарь справочник по психодиагностике. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2017.- 688.
Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления психических ситуаций – М.: Издательство МГУ, 1980
Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений – М.: Изд-во МГУ, 1976.
Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебное пособие. – М.: Академический Проект: Трикста,2016. - 256.
Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии: Учебное пособие. – М.: Издательство «Ось-89», 2013. – 416 с.
Засин С. Динамика эмоционального напряжения в системах с меняющейся вероятностью ожидаемого исхода. - В кн.: Речь, эмоции, личность. - Л, 1978.,24
Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. 2-е изд. – М.: Университетская книга, Логос, 2017. – 384 с.
Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2017. – 284 с.
Мэй Р. Смысл тревоги – М., 2015
Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. -М. : Просвещение: ВЛАДОС,
показателей личностной тревожности, не склонны проявлять какую-либо ярко выраженную ситуативную тревожность. Исследователями установлена, зависимость, которая проявляется в следующем: чем ярче подчеркивается связь выполняемого задания с проверкой способностей индивида, тем хуже с этим заданием справляются люди с высоким уровнем тревожности, и тем лучше его выполняют люди с менее подверженные тревожности. Следовательно, можно сделать вывод, что страх потерпеть неудачу, способствует увеличению тревожности, что в свою очередь выполняет приспособительную функцию, повышающую ответственность человека перед теми требованиями и установками, которые предъявляет к нему социум. Этот факт является подтверждением социальной природы феномена «тревожности». Таким образом, становиться очевидным, что отрицательные эмоции, возникающие у людей, находящихся в состоянии тревожности, это своего рода «цена», которую человек вынужден платить за способность тонко чувствовать то, каким образом лучше адаптирова