Ручной труд как средство формирования самостоятельности детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время проблема воспитания самостоятельности у детей все чаще становится объектом повышенного внимания ученых и педагогов, что связано с реализацией личностно-ориентированного и деятельностного подхода к воспитанию, обучению, развитию детей, а также с необходимостью решения проблемы включения подрастающего поколения в современное общество за счет усиления практикоориентированности образовательного процесса на всех этапах образования. На сегодняшний день жизнь во всех своих проявлениях становится все многообразнее и сложнее, что требует от человека не привычные, шаблонные действия, а творческий подход к решению задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы.
Так, одной из задач дошкольного образования Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [1] обозначает необходимость развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в специфических для них видах деятельности: двигательной, коммуникативн
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………… 3
I. Теоретические основы воспитания самостоятельности в процессе ручного труда у детей старшего дошкольного возраста 8
1.1. Психолого-педагогические основы воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста ……….. 8
1.2. Особенности организации ручного труда у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………….. 14
1.3 Методика воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда……………………. 20
Выводы по первой главе …………………………………………….. 26
II. Экспериментальная работа по воспитанию самостоятельности в процессе ручного труда у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………… 27
2.1. Выявление уровня развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………… 27
2.2. Система занятий по воспитанию самостоятельности в процессе ручного труда у детей старшего дошкольного возраста………….. 36
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по воспитанию самостоятельности в процессе ручного труда у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………. 41
Выводы по второй главе……………………………………………… 46
Заключение ………………………………………………………….. 47
Список использованной литературы …………………………… 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155.
2. Алешанова Е.А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста / Е.А. Алешанова, Н.В. Кочетова, В.А. Кутнякова // Молодой ученый. – 2018. - № 46.2 (232.2). – С. 3-5.-https://moluch.ru/archive/232/54068/
3. Буре Р.С. Современные проблемы социального становления личности дошкольника: монография / Р.С. Буре. 3-е издание. - М.: 2016. – 224 с.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.
5. Головин С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. - М.: АСТ, 2015. - 660 с.
6. Дошкольная педагогика / Под редакцией В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 2008. – 224 с.
7. Дыбина О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей: Монография / О.В. Дыбина. 2-е издание. - М.: Педагогическое общество России, 2015. - 224 с.
8. Жмакина Н.Л. Ручной труд в развитии детей старшего дошкольного возраста / Н. Жмакина // Международный образовательный портал МААМ. RU. – 2018. - URL: https://www.maam.ru.
9. Жукова О.Г. Формирование творческой самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в конструировании: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / О.Г. Жукова. - М.: РГБ, 2003. - 215 с.
10. Зотова Т.Н. Ручной труд в российских и зарубежных школах: история становления до XX века / Т.Н. Зотова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 4 (апрель). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16073.htm. - ISSN 2304-120X.
11. Ильин Е.П. Психология для педагогов / Е.П. Ильин. – СПб.: - ПИТЕР, 2012. - 638 с.
12. Комарова Т.С. Трудовое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет / Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. - 5-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2017. - 84 с.
13. Кон И.С. Психология самостоятельности // Педагогика здоровья. – М.: Педагогика – Пресс. - 1992. – 334 с.
14. Конышева Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 031200 (050708) - педагогика и методика начального образования / Н.М. Конышева. - Смоленск: Ассоциация XXI века, 2017. – 306 с.
15. Котырло В.К. Роль дошкольного воспитания в формировании личности / В.К. Котырло, Т.М. Титаренко. – 3-е издание. - М.: Педагогика, 2015. – 224 с.
16. Крайнова Л.О. Педагогическое сопровождение становления познавательной самостоятельности учащегося: дис. … канд. пед. наук / Л.О. Крайнова. - Оренбург, 2014. - 238 с.
17. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир / М.В. Крулехт. 2-е издание. - СПб.: Детство-Пресс, 2014. - 160 с.
18. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошкольных учреждений: Программно-методическое пособие / Л.В. Куцакова. - М.: Городская типография, 2017. - 164 с.
19. Лабутина, Н.В. Трудовое воспитание дошкольников: методическое пособие для педагога детского сада / Н.В. Лабутина, А.А. Иванова, Н.П. Гусева. - Москва: Гостехиздат, 2016. - 2481 c.
20. Левина Н.А. Система работы по эмоционально-волевому развитию: старшая и подготовительная группы / Н.А. Левина. - Волгоград: Корифей, 2017. – 224 с.
21. Лембик Н.Ю., Зайцева Е.С. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 32-35. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12612/
22. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. 6-е издание. - М.: Издательство московского университета, 1999. - 606 с.
23. Люблинская А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 2013. - 415 с.
24. Майборода Н.А. Ручной труд в детском саду / Н.А. Майборода // Молодой ученый. - 2014. - №2. - С. 785-787. - URL https://moluch.ru/archive/61/9134/
25. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников / Т.А. Маркова. 2-е издание. - М., - 2012. - 118 с.
26. Марутян С.А. Воспитание самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре: автореф. дис. … канд. пед. наук / С.А. Марутян. - М.: МГПИ, 1987. - 24 с.
27. Меньшикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4–6 лет / Л.Н. Меншикова. - 2-е издание. - Волгоград: Учитель, 2018. - 129 с.
28. Микляева Н.В. Несколько слов о развитии и поддержке детской активности и самостоятельности / Н.В. Микляева // Детский сад от А до Я. - 2008. - №1. - С. 17-23.
29. Мичурина Ю.А. Развитие индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности / Ю.А. Мичурина. - Магнитогорск, 2005. - 194 с.
30. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов факультета дошкольного образования высших педагогических учебных заведений / [С.А. Козлова и др.]; Под ред. С.А. Козловой. – 4-е издание. - М.: Academia, 2016. - 194 с.
31. Овчинникова Н.В. Художественный труд в ДОУ / Н.В. Овчинникова // Молодой ученый. – 2016. - № 20 (124). – С. 716-717.
32. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – Издание 5-е (инновационное), испр. и доп. – М.: Мозаика- Синтез, 2019. – 336 с.
33. Переплякова Т.В. Развитие самостоятельности, инициативности и ответственности у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к доступной трудовой деятельности / Т.В. Переплякова, Ю.Н. Зотова // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 45-47. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12591/
34. Поддъяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка / Н.Н. Поддъяков. – 3-е издание.- М.: Педагогика. - 2016. – 152 с.
35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Питер, 2012. - 705 с.
36. Сайгушева Л.И. Технологии приобщения дошкольников к труду: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 «Педагогическое образование» / Л.И. Сайгушева. 2-е издание. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. - 230 с.
37. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности / Д.В. Сергеева. – 4-е издание. - М.: Академия, 2017. – 124 с.
38. Степанова Н.Н. Ручной труд – средство всестороннего развития личности ребенка дошкольника / Н.Н. Степанова // Образовательная социальная сеть. – 2014. - URL: http://nsportal.ru.
39. Студенова Е. Воспитание трудолюбия в процессе ручного труда / Е. Студенова // Психология обучения. - 2004. - № 1. - С. 27-31.
40. Суровцева А.В. Воспитание воли ребенка в семье / А.В.Суровцева // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 3. - С.8-13.
41. Тарасова И.М. Комплексный подход в развитии самостоятельности у детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - №2.1. - С. 24-26. - URL https://moluch.ru/th/1/archive/54/2201/
42. Толковый словарь русского языка: современная редакция / под редакцией Д.Н. Ушакова. – М.: Дом Славянской книги, 2008. - 959 с.
Анализ результатов диагностики показал, что:
- в контрольной группе у большинства детей наблюдается средний уровень самостоятельности, они составляют 70% от общего количества; у 20% детей в группе сохраняется низкий уровень и только у 10% детей выявлен высокий уровень самостоятельности;
- в экспериментальной группе у 60% детей выявлен средний уровень самостоятельности; вторые по количеству в группе дети с высоким уровнем, они составляют 30 % от общего количества и только у 10% детей наблюдается низкий уровень самостоятельности.
Мы установили, что у детей экспериментальной группы повысился интерес к занятиям ручным трудом; дети научились ставить цель и планировать свою деятельность, не останавливаться при возникновении трудностей, доводить дело до конца. Реже стали обращаться за помощью к взрослым, прибегая к ней только тогда, когда исчерпаны свои возможности.
Далее мы провели сравнительный анализ результатов детей контрольной и экспериментальной группы, который наглядно представлен на рисунке 2.