Совершенствование развития сферы культуры Ангарского городского округа (на примере поселка Мегет)»
ВВЕДЕНИЕ
В демократическом государстве именно культура является основой поддержания духовно-нравственных ориентиров общества. Культура — это исторически обусловленный уровень развития общества, выражающийся в видах и формах реализации творческих сил и способностей человека, а также создаваемых людьми культурных ценностей. Отрасль культуры призвана сохранять исторические и национальные памятники культуры, пополнять копилку культурных достижений в области литературы, искусства, архитектуры, художественного творчества, скульптуры, музыки, живописи, знакомить с культурным творчеством, воспитывать культурных людей, проводить исследования. Управление сферой культуры является важным направлением социальной политики муниципального образования, от которого во многом зависит комфорт жителей, проживающих в муниципальном образовании. Поэтому охрана и развитие объектов культуры является важнейшей задачей государства.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ КАК ВОПРОСА МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ 6
1.1. Общая характеристика сферы культуры и её роль в жизни общества 6
1.2. Нормативно – правовые аспекты развития сферы культуры 11
1.3. Система управления сферой культуры 16
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПОСЕЛКА МЕГЕТ АНГАРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА 22
2.1. Общая характеристика поселка Мегет и администрации Ангарского городского округа 22
2.2. Анализ результатов деятельности отдела по культуре и молодежной политики Ангарского городского округа 29
2.3. Анализ проблем сферы культуры Ангарского городского округа 35
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗВИТИЮ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ В ПОСЕЛКЕ МЕГЕТ АНГАРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА 40
3.1. Рекомендации по совершенствованию развития сферы культуры в поселке Мегет Ангарского городского округа 40
3.2. Организационный механизм развития сферы культуры в поселке Мегет Ангарского городского округа 47
3.3. Результаты и последствия реализации проекта 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 дек. 1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 № 7-ФКЗ, от 05 фев. 2014 № 2-ФКЗ, от 21 июль 2014 № 11-ФКЗ) // СПС «Консультант Плюс».
2. Основы законодательства РФ о культуре: Закон РФ от 09.10.1992 №3612) // СПС «Консультант Плюс».
3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 нояб.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16 дек. 2019, с изм. от 28 апр. 2020) // СПС «Консультант Плюс».
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Фед. Закон Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
5. Об утверждении Основ государственной культурной политики: Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г.№ 808 // СПС «КонсультантПлюс».;
6. О методических рекомендациях по организации и проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры: Распоряжение Минкультуры России от 18.12.2020 № Р-1681// СПС «КонсультантПлюс».
7. О методических рекомендациях по организации и проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры: Распоряжение Минкультуры России от 18.12.2020 № Р-1681 // СПС «Консультант Плюс».
8. О музейном деле в Иркутской области: Закон Иркутской области от 18.07.2008 № 45-оз // СПС «Консультант Плюс».
9. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и куль-туры) народов Российской Федерации в Иркутской области: Закон Иркут-ской области от 23.07.2008 № 57-оз // СПС «Консультант Плюс».
10. О государственной поддержке культуры в Иркутской области: Закон Иркутской области от 29.12.2007 № 154-оз // СПС «КонсультантПлюс».
11. О библиотечном деле в Иркутской области: Закон Иркутской области от 18.07.2008 № 46-оз // СПС «КонсультантПлюс».
12. Об архивном деле в Иркутской области: Закон Иркутской обла-сти от 04.04.2008 № 4-оз // СПС «КонсультантПлюс».
13. О преобразовании муниципальных образований Ангарского района Иркутской области: Закон Иркутской области от 10.12.2014 № 149-оз // СПС «Гарант».
14. Об утверждении государственной программы Иркутской области «Развитие культуры» на 2019 – 2024 гг.: Постановление Иркутской области от 6 ноября 2018 г. № 815-пп.
15. Об утверждении муниципальной программы «Развитие культу-ры» на 2020 – 2024 гг.: Постановление администрации города Ангарска Иркутской области от 30 сентября 2014 г. №1349-Г // СПС «Гарант».
16. Устав Ангарского городского округа от 02.06.2015 года № 26-04/01рД // СПС «КонсультантПлюс».
17. Министерство культуры Российской Федерации // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mkrf.ru. – 24.05.2022.
18. Официальный сайт Ангарского городского округа // [Электрон-ный ресурс] – Режим доступа: angarsk-adm.ru – 14.04.2022.
19. Лето, Я. В. Проблемы развития сети учреждений культурно-досугового типа в сельской местности // Молодой ученый. — 2017. — № 1 (135). — С. 215-217.
20. Захарова, Д. А. Правовые основы муниципального управления в сфере культуры в Российской Федерации / Д. А. Захарова, Н. В. Медведева // Материалы Ивановских чтений. – 2018. – № 4(22). – С. 51-54.
21. Верхотурова, Е. В. Учреждения дополнительного образования как социально-культурный институт // Молодой ученый. — 2021. — № 16 (358). — С. 321-325.
22. Бенгардт, Д.В. Ценность культуры в контексте будущего России: автореферат дис. кандидата философских наук: 09.00.13 / Д.В. Бенгардт – Челябинск: ЧГАКИ. – 2015. – 25 с.
23. Культура России: образ России в меняющемся мире: информационно-аналитический сборник / редколлегия: О.П. Неретин. – Москва: ГИВЦ Минкультуры России. – 2015. – 575 с.
24. Культурология / ред. А.А. Радугин. - М.: Центр, 2018. - 304 c.
25. Петрище, В. И. Направление совершенствования системы управ-ления учреждениями социокультурной сферы на региональном и муници-пальном уровне / В. И. Петрище // Формирование региональной культурной политики в контексте модернизации образования. Материалы международ-ной научно-практической конференции. Орловский государственный инсти-тут искусств и культуры. – 2014. – С. 13-17.
26. Фатова, С. А. Особенности управления качеством услуг в организациях сферы культуры / С. А. Фатова // Петербургский экономический журнал. – 2019. - № 2. – С. 162-166.
27. Галиновская Е.А. Организационно – правовые аспекты развития сельских территорий // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального собрания РФ. – 2019. - № 5. – С. 26-28.
28. Игнатьев Е.Л. Проблемы функционирования сферы культуры в муниципальных образованиях. Основные трудности в условиях реформирования / Е.Л. Игнатьев // Журнал «Справочник руководителя Учреждения культуры». – 2019. - №1. – С.12-15.
29. Назаретян А.П., Антропология насилия и культура самоорганизации: очерки по эволюционно-исторической психологии, М., «Либроком», 2012 г., с. 62.
30. Петров, И. Ф. Социология культуры как наука / И. Ф. Петров // Вестник ИМСИТ. – 2020. – № 1(81). – С. 26-28.
31. Гулян, С. К. Совершенствование государственного управления сферой культуры в Российской Федерации / С. К. Гулян, Н. Ш. Газгиреев, М. М. Магомедов // Плехановский барометр. – 2018. – № 3. – С. 28-34.
32. Бирюкова, Т. С. Роль культуры в социокультурных концепциях общественного развития / Т. С. Бирюкова // Теория и практика современной науки. – 2019. – № 10(52). – С. 21-28.
33. Саяпина, Е. И. Культура в жизни современного российского об-щества / Е. И. Саяпина, Н. А. Стрижова // Современные научные исследова-ния и инновации. – 2015. – № 9-2(53). – С. 224-228.
34. Петров, И. Ф. Ценностный подход в социологии культуры / И. Ф. Петров // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – № 3-1(42). – С. 40-43. – DOI 10.24411/2500-1000-2020-10200.
35. Меркушев, А. Н. Реальность культуры. Сфера возможного и не-возможного / А. Н. Меркушев // Христианская культура и славянский мир: Сборник статей по итогам VII научно-практической конференции, Москва, 16 февраля 2021 года / Ред.-сост. А.К. Коненкова, С.И. Михайлова. – Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)", 2021. – С. 18-20.
36. Захарова, Д. А. Направления совершенствования деятельности органов местного самоуправления по развитию сферы культуры / Д. А. Захарова, Н. В. Медведева // Материалы Ивановских чтений. – 2018. – № 4(22). – С. 58-62.
37. Тарасова, А. В. Мероприятия по совершенствованию системы управления сферой культуры на муниципальном уровне / А. В. Тарасова // Современные научные исследования и разработки. – 2017. – № 9(17). – С. 634-636.
38. Косякова, О. В. Механизмы фандрайзинга в сфере культуры на муниципальном уровне / О. В. Косякова // Инновации в науке и практике: Сборник статей по материалам XI международной научно-практической конференции. В 3 частях, Барнаул, 29 октября 2018 года / Ответственный редактор Халиков А.Р. – Барнаул: Общество с ограниченной ответственностью Дендра, 2018. – С. 172-177.
39. Скарженюк, А. С. Основные направления совершенствования государственного управления в сфере культуры / А. С. Скарженюк // Культура. Духовность. Общество. – 2016. – № 26. – С. 149-153.
40. Луховская, О. К. Совершенствование системы муниципального управления сферой культуры в переходной экономике: специальность 08.00.05 "Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в т.ч.: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)" : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Ляховская Ольга Константиновна. – Москва, 2002. – 205 с.
41. Курочкина, Д. А. Совершенствование обеспечения качества предоставления услуг в сфере культуры / Д. А. Курочкина // Экономика и социум. – 2015. – № 6-3(19). – С. 564-568.
42. Аргентов, К. В. Направления совершенствования разработки и реализации муниципальных программ в сфере молодежной политики и культуры / К. В. Аргентов, А. С. Севлов // Синергия Наук. – 2020. – № 53. – С. 726-733.
43. Вегера, А. С. Основные направления совершенствования финан-сового обеспечения проектов в сфере культуры / А. С. Вегера, И. Г. Усанов // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. – 2019. – Т. 2. – № 3(39). – С. 101-103.
44. Лебедев, В. С. Развитие творческих качеств личности как фактор совершенствования образования в сфере культуры и искусства / В. С. Лебе-дев // Вестник Тюменского государственного института культуры. – 2016. – № 2(6). – С. 90-96.
45. Прудников, В. В. Управление сферой культуры на муниципаль-ном уровне / В. В. Прудников, А. О. Аюшеева // Управление развитием социально-экономических систем регионов : Сборник научных трудов, Улан-Удэ, 01–02 октября 2020 года. – Улан-Удэ: Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, 2020. – С. 166-170.
46. Босенко, В. В. Основные проблемы развития сферы культуры Российской Федерации на современном этапе / В. В. Босенко // Вестник Во-ронежского института экономики и социального управления. – 2017. – № 1. – С. 82-84.
47. Желтобрюхова, А. Ю. Особенности управления сферой культуры и досуга населения на муниципальном уровне / А. Ю. Желтобрюхова // Современный взгляд на будущее управленческой науки: Сборник трудов сборник трудов Всероссийской (национальной) студенческой научно-практической конференции, Новосибирск, 03 июня 2019 года. – Новосибирск: Издательский Центр Новосибирского государственного аграрный университета "Золотой колос", 2019. – С. 80-83.
48. Мартиросян, К. М. Модель организации частного партнерства в сфере культуры на муниципальном уровне / К. М. Мартиросян, Л. Н. Кондратьева // Вестник Академии знаний. – 2022. – № 1(48). – С. 170-180.
49. Малышкина, Н. А. Проблемы управления сферой культуры на региональном и муниципальном уровне / Н. А. Малышкина, В. В. Николаева // Вестник Чебоксарского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. – 2018. – № 1(14). – С. 4-15.
50. Сапожников, Е. С. Анализ опыта независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры на муниципальном уровне / Е. С. Сапожников // Муниципалитет: экономика и управление. – 2016. – № 1(14). – С. 68-72.
51. Хриптулов, И. В. Поддержка предпринимательства в учреждениях культуры на муниципальном уровне / И. В. Хриптулов // Становление и развитие предпринимательства в России: история, современность и перспективы: Сборник материалов ежегодной международной научно-практической конференции, Смоленск, 31 мая 2018 года. – Смоленск: Общество с ограниченной ответственностью "Научный консультант", 2018. – С. 271-276.
52. Кожевина, М. С. Российское государственное управление в сфере культуры на уровнях Федеральной, региональной и муниципальной органов власти / М. С. Кожевина // Студенческий вестник. – 2019. – № 45-6(95). – С. 61-62.
53. Коробкина, Е. В. Управление сферой культуры и досуга как ос-нова социального благополучия общества / Е. В. Коробкина, Л. В. Колпина // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. – 2018. – № 6-1. – С. 43-47.
Укрепление партнерских связей. Так как для успешного развития и получения новых знаний и навыков требуется постоянное совершенствование, для этого необходим обмен опытом с другими специалистами различных направлений культуры. Поэтому ещё одним возможным решением будет заключение Соглашения о сотрудничестве между учреждениями культуры, главной задачей которого является осуществление взаимодействия с целью максимального развития культурной среды АГО. Для примера возьмем ту же экспериментальную площадку Дворца культуры «Рассвет» и МАУ ДО «Перспектива», который расположен на территории г. Ангарск.
В рамках данного Соглашения будут проводятся совместные конфе-ренции, семинары, круглые столы по актуальным проблемам развития сферы культуры и дополнительного образования; конкурсы, олимпиады, фестивали, выставки с целью выявления одарённых детей и молодёжи. Учреждения будут иметь возможность обмениваются информацией о культурных мероприятиях, проводимых в каждом из них, и способствуют участию представителей сторон в данных мероприятиях.