Семиотический анализ художественного произведения на уроках литературы в 11 классе (на материале поэмы «Авось» А. Вознесенского)»
ВВЕДЕНИЕ
В данной выпускной работе в центре внимания находится разработка элективного курса для учеников 11 класса. На данный момент проблемой является то, что при тотальном дефиците часов, отведенных всевозможными вариантами базисных учебных планов на изучение литературы, современная школа все острее ощущает проблему эстетически неразвитого читателя. Неспособность понимать позицию автора художественного текста и порождать собственное суждение о произведении и отраженных в нем жизненных явлениях все чаще становится характеристикой современного школьника. Однако постоянное сокращение часов литературы не единственная причина, порождающая данную проблему.
В этот период необходим поиск новых педагогических методов приводящих к реабилитации у молодого поколения былых духовно-нравственных ценностей, создание условий для полноценного вживания молодого человека в качественный тип, как мировой, так и национальной культуры, утверждение в его сознании общечеловеческих ценностей, активизаци
Содержание
Введение 4
1. Семиотический анализ художественного произведения 7
1.1 Семиотика как наука 7
1.2 Особенности семиотического анализа 8
2. Уроки литературы в 11-м классе в средней школе 12
2.1 Анализ содержания школьной программы по литературе 11 класса
2.2 Анализ поэмы «Авось» А. Вознесенского
2.2.1 История создания поэмы «Авось»
2.2.2 Семиотический анализ поэмы «Авось» 18
3. Элективный курс для старшеклассников «Современные подходы к анализу художественного текста» 22
3.1 Разработка элективного курса 22
3.2 Программа элективного курса 22
Список использованных источников
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Министерство образования и науки Республики Казахстан, Национальная академия образования им. И. Алтынсарина «Қазақ әдебиеті», «Қазақ тілі мен әдебиеті» (5-11-сыныптарда), «Орыс тілі», «Орыс әдебиеті», «Орыс тілі мен әдебиеті», «Геометрия», «Информатика», «Қазақстан тарихы», «Дүниежүзі тарихы», «Құқық негіздері» оқу пәндерін (10-11-сыныптарда) оқытудың әдістемесі мен технологиялары бойынша әдістемелік ұсынымдар, – Нұр-Сұлтан: Ы.Алтынсарин атындағы ҰБА, 2021. С. 36-37
2. Козлов, В. И. Архитектоника художественного мира лирического произведения: на материале цикла И. Бродского «Часть речи»: дис. ... канд. филол. Наук/ В.И.Козлов. Ростов н/Д, 2006. С. 214.
3. Кастильские розы http://www.rezanov.krasu.ru/roses/poema.php
4. Семиотика. Языки и коды культуры. Учебник и практикУм для академического бакалавриата 2-е издание, исправленное и дополненное. Е. Е. Бразговская
5. Агеев В. Семиотика. М.,2002. – 50 - 120 с.
6. Волков А.Г. Язык как система знаков. М.,1966. – 7 - 85 с.
7. Евгений Горный Что такое семиотика?
8. Семиотика и философия Ролана Барта 5 c.
9. Т.Д. Карякина ТЕКСТ И КОНТЕКСТ В ИСКУССТВЕ (СЕМИОТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ) – 246-249 c
10. Интерпретация поэтических произведений Б.М. Канапьянова: семиотический аспект. Ж.Б. Ибраева1, Е.А. Ломова2, А.С. Еркебаева3
11. СЕМИОТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИЕМ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ Ланцевская Л. Ю.
Семиотический подход можно назвать попыткой интерпретации с учетом важности знака в деталях художественного произведения. Это помогает воспроизводить устойчивые типы, идентифицировать явления. Когда систематизация позволяет самому читателю рассматривать произведения художественные с индивидуальной, обобщённой и т.д. точек зрения, то идентификация самого произведения, его частей и элементов в выбранных семиотической наукой категориях обращает к способам научного познания. [11]
Сам же процесс истолкования литературного текста будет являться семиосизом. В свою очередь, семиосиз является процессом восприятия интерпретатором чего-либо в виде знака, обозначающего что-то. Семиосиз часто рассматривается как