Поддержание оптимального функционального состояния организма детей 5-6 лет в условиях развивающего обучения
Введение
Актуальность темы исследования. На государственном уровне нередко поднимаются вопросы сохранения здоровья ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, так как систематические нагрузки, сопровождающие период дошкольного детства с каждым годом возрастают.
Безусловно, введение различных занятий, а также кружков, которые посещают дети 5-6 лет и особенности интенсивного развития мозга в этот период, формирование познавательной деятельности оказывают влияние на функциональное состояние ребенка.
Стоит отметить, что программы развивающего обучения направлены на всестороннее развитие ребенка, способствуют достижению положительных результатов в развитии ребенка, закладывая фундамент обучения на протяжении всех жизни, однако эффективность такого обучения будет зависеть только от степени учета анатомо-физиологических особенностей детей, периодов развития, а также периодов повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма.
Изучение возрастных особенносте
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………….………….3
Глава 1. Теоретические основы ПОДДЕРЖАНИЯ функционального состояния организма детей 5-6 лет В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ……..…………………………..……………………….7
Понятие функционального состояния организма детей и причины его ухудшения…………………………………………………………………………7
1.2 Функциональные особенности организма современных детей 5-6 лет…..
1.3. Поддержание оптимального функционального состояния организма детей 5-6 лет в условиях развивающего обучения в образовательной практике детского сада……………………………………………………………………..18
Выводы по глав 1…………………………………………………………..28
Глава 2. Эмпирическое исследование функционального состояния организма современных детей 5-6 лет ……………………………. …..……………………………………………….....30
2.1 Диагностическая программа исследования функционального состояния организма современных детей 5-6 лет ………………..……………………….30
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента..……………….…38
2.3 Методические рекомендации по поддержанию оптимального функционального состояния организма современных детей 5-6 лет в условиях развивающего обучения…………………..………………………….42
Выводы по главе 2………………………………………………..……….52
Заключение………………………………………………………………….57
Список использованных источников……………………………63
Приложения……………………………………..…………………………...68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2020) // «Собрание законодательства РФ», 10.12.2007, N 50, ст. 6242.
2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) // «Российская газета», N 265, 25.11.2013.
3. Арзикулов А. Ш., Холматов Д. Н., Юсупов Э. А., Ахмадалиев Г. Г. Возрастно-половые особенности вариабельности сердечного ритма у младших школьников // Молодой ученый. 2016. № 20 (124). С. 63-66.
4. Албул О.В. Использование подвижных игр в дошкольном возрасте // В сборнике: Здоровьесберегающие технологии в практике дошкольного образования Сборник научно-методических трудов. Научный редактор О.Н. Родионова. 2018. С.182.
5. Баевский Р. М., Иванов Г. Г., Чирейкин Л. В. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем: методические рекомендации // Вестн. Аритмологии. 2011. № 24. С. 66–85.
6. Болотова А. К. Психология развития и возрастная психология. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2018. 478 c.
7. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: учебно-методическое пособие. СПб.: Питер, 2017. 624 c.
8. Берестень Н.Ф., Функциональная диагностика: национальное руководство. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. 784 с.
9. Брин В.Б. Физиология человека в схемах и таблицах: Учебное пособие. СПб.: Лань, 2018. 608 c.
10. Васекин Ю.И., Коновалова М.П., Милехина И.А. Политика государства в области развития физической культуры и спорта на современном этапе // Наука и общество. 2017. № 3 (29). С.81.
11. Верзилин Д.Н., Горовых Э.И. Обоснование стратегических ориентиров для разработки и реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта // Теория и практика общественного развития. 2018. № 9 (127). С. 50.
12. Валеология в школе и дома : [О физ. благополучии школьников] / С. В. Попов. - СПб. : Союз, 1997. – 253.
13. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека: Учебник. М.: Академия, 2019. 208 c.
14. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. М.: Academia, 2018. 256 c.
15. Занько Н.Г. Физиология человека: Учебное пособие. М.: Academia, 2018. 416 c.
16. Каменская В. Г. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2017. 304 c.
17. Кучма В. Р. Гигиена детей и подростков: учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. 480 с.
18. Лапонова Е. Д., Вятлева О. А. Профилактический потенциал гендерной дифференциации образовательного процесса // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Медицина. Фармация. 2014. No 24(195). С. 103–107.
19. Любимова З.В. Возрастная анатомия и физиология в 2 т. Т.1 Организм человека, его регуляторные и интегративные системы: Учебник. Люберцы: Юрайт, 2016. 447 c.
20. Леонова, Л. А. Особенности физического развития детского организма, исследование и оценка состояния телосложения у детей 5-7 лет / Л. А. Леонова // Концепт. 2018. С. 92-96.
21. Леонова Л. А. Особенности физического развития детского организма, исследование и оценка состояния телосложения у детей 5–7 лет // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2013. № 2. С. 92–97.
22. Марцинковская Т.Д. Возрастная психология. М.: Academia, 2017. 319 c.
23. Макарова Л. И., Погорелова И. Г. Физиолого-гигиенические принципы организации режима дня и учебного процесса в образовательных организациях: учебное пособие / ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, Кафедра коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков. Иркутск: ИГМУ, 2016. 52 с.
24. Моргачёв О. В. Особенности роста и развития младших школьников с позиций полового диморфизма (научный обзор). Сообщение 1 // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2017. № 2. С. 11–16.
25. Митрофанова Г.Н., Матыцына З.В., Волгина К.В. Эффективность комплексной методики личностно-ориентированной интеграции двигательной и познавательной сфер у дошкольников // Научный поиск. 2017. № 4 (26). С. 52-55.
26. Параничева Т.М. Динамика состояния здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т.М. Параничева, Е.В. Тюрина // Новые исследования. 2017. №2. С. 68–78.
27. Петрукович Н.П. Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста // Государственное учреждение образования «Средняя школа №15 г. Пинска». 2017. №1. С. 22–24.
28. Попов С. В. Валеология в школе и дома: :(О физическом благополучии школьников) / Сергей Всеволодович Попов. - Санкт-Петербург: Союз, 1997. - 256 с.
29. Сай Ю.В. Анатомия и физиология человека. Словарь терминов и понятий: Учебное пособие. СПб.: Лань, 2019. 116 c.
30. Стародубцева И.В. Психофизический портрет современного выпускника детского сада (на примере тюменского региона): монография / И.В. Стародубцева, Т.П. Завьялова. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2017. 112 с.
31. Семенов Л.А. Состояние кондиционной физической подготовленности детей – выпускников дошкольных образовательных организаций в контексте реализации требований ФГОС / Л.А. Семенов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2018. № 1. С. 26-29.
32. Седова А. С., Храмцов П. И. Мотивация к занятиям физической культурой и физическая подготовленность школьников // Здоровье населения и среда обитания. 2017. № 11. С. 40–43.
33. Салеев Э.Р., Кадымов А.С., Тагиров У.М. Общая физическая культура // В сборнике: Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы сборник статей XI Международной научно-практической конференции. Пенза, 2019. С. 163-165.
34. Тихомирова И.А. Анатомия и возрастная физиология: Учебник. Рн/Д: Феникс, 2017. 224 c.
35. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы / авт. Сост. Т.Г, Карепова. Волгоград: Учитель, 2018. 429 с.
36. Функциональные состояния человека: учебное пособие / под ред. В.И. Медведева. СПб.: Наука, 1993. 111 с.
37. Храмцов П. И., Моргачёв О. В. Комплексная характеристика функционального состояния организма младших школьников разного пола в обосновании дифференцированного подхода к организации физического воспитания // Здоровье населения и среда обитания. ЗНиСО. 2018. №8. С. 17-20.
38. Щуров А.Г. Динамика показателей физической активности школьников в свободное от учебных занятий время / А.Г. Щуров, О.А. Чурганов, Е.А. Гаврилова // Уч. записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 12 (30). С. 296-301.
39. Диагностические системы [Электронный ресурс]. // URL: https://justsport.info/fitness/diagnostika-sistem-organizma-i-profilaktika-zabolevanij (дата обращения 20.03.2022).
40. МБДОУ детский сад № 11 г. Красноярск [Электронный ресурс]. // URL: https://dou11krsk.ru/ (дата обращения 20.03.2022).
41. Методы функциональной диагностики организма [Электронный ресурс]. // URL: https://fb.ru/article/143959/funktsionalnaya-diagnostika-metodyi-funktsionalnoy-diagnostiki (дата обращения 20.03.2022).
42. Функциональная диагностика организма [Электронный ресурс]. // URL: https://ustamivrachey.ru/analizy/funktsionalnaya-diagnostika (дата обращения 20.03.2022).
Данный критерий отражает индивидуальные особенности функционального состояния мозга и когнитивных процессов. Доказано, что адекватно организованное систематическое обучение содействует развитию умственной работоспособности и тем самым эффективности освоения знаний и навыков.
Умственная работоспособность – это определенный объём умственной работы, выполняемой без снижения, установившегося на оптимальном для данного индивидуума, уровне функционирования организма. Уровень общей умственной работоспособности объективно отражается в продуктивности (скорости и точности) работы при выполнении специальных заданий.
Высокая умственная работоспособность – необходимое условие полноценного развития ребенка в детском саду и его успешного обучения в школе. Умственная работоспособность рассматривается, как многогранное свойство, которое включает ряд психических и физиологических параметров (внимание, воля, мы