Недостатки и пути формирования словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Формирование словообразования у дошкольников является важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей. Это обуславливается тем, что чем богаче, насыщеннее речь ребенка, тем легче ему высказывать и выражать свои мысли, тем более расширен его кругозор и возможности в познании окружающего мира, содержательнее, полноценнее общение и легче строятся отношения со сверстниками и взрослыми.
Помимо этого, актуальность данной темы обуславливается ростом количества детей со стойкими недостатками словообразования на фоне общего недоразвития речи, разными механизмами таких нарушений и интересом практических работников к содержанию методических рекомендаций к проведению логопедической работы по выявлению недостатков словообразования у дошкольников с ОНР.В настоящее время, проблема современной логопедии – это нарушение морфологической системы языка, в том числе словообразования. Словообразование, с одной стороны, представляет собой особый путь развития словарного запаса, а с другой – является составной частью морфологической системы языка. От степени овладения словообразовательными навыками и умениями детьми в дошкольном возрасте во многом зависит возможность усвоения знаний в области словообразования.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1 Междисциплинарный подход к словообразованию у дошкольников 7
1.2. Развитие словообразования в онтогенезе 10
1.3. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи 14
1.4 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи 19
1.5 Логопедическая работа по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи 22
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ НЕДОСТАТКОВ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 29
2.1 Цель, задачи, методы и организация исследования. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи 29
2.2 Научно-теоретические основы и направления исследования нарушений словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи 35
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ И НОРМАЛЬНЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ 41
3.1. Характеристика словообразования существительных 41
3.2. Характеристика словообразования глаголов 44
3.3. Характеристика словообразования прилагательных 45
ГЛАВА 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 50
4.1. Цель, задачи методических рекомендаций к проведению дифференцированной логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи 50
4.2 Теоретико-методологические основы и направления методических рекомендаций к проведению дифференцированной логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи 53
Заключение 56
Не найдено
Исходя из характеристики структуры общего недоразвития речи, исследователи рекомендуют включать в коррекционно-образовательный процесс упражнения по подбору родственных слов, по изменению грамматической формы слова, по обучению навыкам образования уменьшительно-ласкательных форм слов и т. п. (Р. Е. Левина, Н. А. Никашина,Л. Ф. Спирова, Р. И. Шуйфер и др.). Дети должны приучаться находить общие и отличительные признаки в словах, практически сопоставлять одинаковые корни и разные приставки или суффиксы.[12]
Методика такой работы предусматривает, в частности, формирование у детей навыков сопоставления названий аналогичных предметов, отличающихся друг от друга размерами (нос - носик, хвост - хвостик, объяснение в доступной форме изменений, произошедших в значении изучаемых слов. Использование специальных дидактических игр и упражнений должно помочь детям усвоить различия между названиями действий, легко поддающихся демонстрации (убежал - прибежал, наливает - поливает - выливает, открывает - закрывает). Такие упражнения должны, по мнению авторов, составить основу практического различения, выделения и обобщения значимых частей слов и, таким образом, способствовать полноценному овладению словом в его лексическом и грамматическом аспектах.