Исследование агрессивности личности в подростковом возрасте
ВВЕДЕНИЕ
Проблема проявления агрессивности и агрессивного поведения среди подростков является очень важной и актуальной темой в нашем обществе. Агрессивность в подростковом возрасте влияет на многие сферы развития подростка, а так же на его жизнь в будущем.
На развитие агрессивности влияет очень большое количество факторов, атмосфера в семье, атмосфера в учебном классе, умение педагогов предупреждать развитие чрезмерной агрессивности и проводить профилактические меры.
Агрессивность и агрессивное поведение изучается достаточно длительное время и есть множество работ, связанных с этой темой в психологии и педагогике. В частности, этой проблеме были посвящены работы таких зарубежных и отечественных авторов, как А. Адлер, А. Бандура, Л. Берковиц, Д. Ричардсон, Э. Фромм, И.А. Кудрявцев, В.Г. Леонтьев, Ю.Б. Можгинский, А.А. Реан и др.
Цель исследования: выявление особенностей проявления агрессии личности в подростковом возрасте.
Объект исследования: подростки – 14-15 лет.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АГРЕССИВНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…………………... 5
1.1 Понятие и история изучения агрессии…………………………………... 5
1.2 Формирование агрессивности в подростковом возрасте………………. 8
Выводы по I главе……………………………………………………………. 13
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ агрессивности личности в подростковом возрасте ………………………. 15
2.1 Описание и обоснование методов исследования……………………….. 15
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………. 17
Выводы по II главе……………………………………………………………. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………… 25
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………. 27
ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………….. 30
Список использованных источников
Андриенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие / Е.В. Андриенко. – М.: ИЦ Академия, 2012. – 264 c.
Басс А. Концепция агрессии / враждебности: учебник / А. Басс, А. Дарки. – Екатеринбург, 2013. – 260 с.
Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль: учебное пособие / Л. Берковиц, Г. Фешбах. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. – 510 с.
Выготский Л.С. Психология: учебное пособие / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2015. – 1008 с.
Гуревич П.С. Психология личности: учебное пособие / П.С. Гуревич. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 559 с.
Калина Н.Ф. Психология личности: учебник для ВУЗов / Н.Ф. Калина. – М.: Академический проект, 2015. – 214 c.
Караванов А.А. Смысловое значение концепта агрессия / А.А. Караванов // Территория науки. – 2013. – №2. – С.81-87.
Козьяков Р.В. Социальная психология: учебник / Р.В. Козьяков. – М.: Директ-Медиа, 2013. – 376 с.
Кузнецова С.О. Психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте / С.О. Кузнецова // Вестник славянских культур. – 2016. – №4. – С.84-90.
Нефедова А.В. Психология девиантного поведения: курс лекций / А.В. Нефедова. – Владимир: ВлГУ, 2015. – 76 с.
Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика: учебное пособие / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. – Спб: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. – 479 с.
Симонович Н.Е. Девиантное поведение и его последствия для человека. В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. – Воронеж, 2015. – С.584-592.
Смирнов А.А. Социальная психология: учебник / А.А. Смирнов. – М.: Академия, 2015. – 355 с.
Токарь И. Детская агрессия: истоки и способы предупреждения // Воспитательная работа в школе. – 2017. – №6. – С.66-70.
Шадриков В.Д. Общая психология: учебник для академического бакалавриата / В.Д. Шадриков. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 411 c.
Приложение А
Текст утверждений для опросника Л.Г. Почебут1. Во время спора я
Как итог, зачастую у жертвы такого поведения развивается депрессивное состояние, понижается самооценка и др.
Физический ущерб людям, пострадавшим от физического насилия, вплоть до серьезные проблем со здоровьем, инвалидностью. Материальный ущерб выражается в завладении преступной группой материальных ценностей жертв преступления, путем разбойного нападения, вымогательства или приведение имущества в негодное состояние в результате актов вандализма.
Психологический ущерб становится следствием морального, физического или материального ущерба. Психологический ущерб ведет к нарушениям самооценки жертвы, к разрушению ее образа жизни, это приводит к затяжным депрессивным состояниям и может привести к суицидальным мыслям. [14].
Все виды ущерба взаимосвязаны и зачастую в каждом конкретном случае имеются несколько видов ущерба. Поэтому, это деление можно считать условным.
Основными факторами формирования агрессивного поведения у подрост