Специфика воображения младших школьников с задержкой психического развития
Введение
Проблемой воображения в психологии занимались многие учёные. Так, в частности, психологическую характеристику воображения как творческого процесса дали еще Гибо (1901 г.); специальное исследование структуры провёл Э. Клингер (1971 г.). Л.С Выготский изучал роль воображения в познавательной деятельности, Р.Г. Натадзе рассматривал воображение как фактор поведения. О.М. Дьяченко исследовала развитие воображение в дошкольном детстве: его структуру, мотивы, личностные механизмы. Вместе с тем, следует признать, что по сравнению с другими психическими процессами воображению уделяется меньше внимания в психологии.
К настоящему времени отсутствует общепринятое понимание сущности данного процесса, не выработаны методы и подходы к его исследованию, нет единого мнения о том, правомерно ли вообще выделять воображение в особую категорию. Известно, что Д. Уотсон в программе исследований 1913 г. исключил феномен фантазии из числа объектов психологической науки. Сказанное позволяет сделать з
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Воображение, как высшая психическая функция
1.1Основные подходы к изучению воображения
1.2Понятие воображения и его виды
1.3Формы и операционный состав воображения
1.4Особенности воображения младших школьников
Выводы по I главе
Глава II. Общая характеристика детей с задержкой психического развития
2.1 Сущность задержки психического развития и её диагностика
2.2 Классификация типов задержки психического развития
2.3 Особенности познавательной сферы младших школьников с задержкой психического развития
Выводы по II главе
Глава III. Эмпирическое исследование особенностей воображения младших школьников с задержкой психического развития
3.1 Характеристика испытуемых и методик исследования
3.2 Результаты проведённой исследовательской работы и их обсуждение
3.3 Разработка и реализация системы занятий по развитию воображения младших школьников с задержкой психического развития
3.4 Определение эффективности проведённой работы
Выводы по III главе
Заключение
Список литературы
Список литературы
Азаров Ю.П Искусство воспитания: книга для учителя. Москва: Просвещение, 1985.
Алексеева С. О. Проблемы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе // Вестник адыгейского государственного университета . 2018. № 2. С. 21.
Амасьянц Р., Амасьянц Э. Интеллектуальные нарушения. Учебное пособие. Москва : Педагогическое общество России, 2004. 155 c.
Аникина А.П. Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы I междунар. науч. конф. Краснодар, 2016. С. 23-26. Электронная копия доступна на сайте журнала "Молодой ученый". URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/205/10892/ (дата обращения: 28.02.2022).
Арбабаева А., Туганбекова К., Алшынбекова Г. Особенности познавательной сферы детей с задержкой психического развития // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2019. № 12. С. 141-144.
Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учебное пособие. Москва: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2018. 143 с.
Блинова Л.Н Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР. Москва, 2002. 140 с.
Богдан Н.Н Специальные разделы психологии: практическое занятие для студентов. Москва, 2017.
Боровик О.Д. Развиваем воображение // Дошкольное образование. 2011. №1. С. 17-34.
Бородай Ю.П. Развитие воображения: Методические рекомендации. Москва: ООО ЦГЛ «Рон», 2018. 69 с.
Бурлакова М., Скоробогатова Ю. Средства развития памяти у детей с задержкой психического развития. Нижний Тагил, 2018.
Бычкова З.Н. Конструирование из бумаги как средство развития творческих способностей у старших дошкольников // Международный студенческий научный вестник: сетевое изд.2018. № 5. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18547 (дата обращения: 28.02.2022).
Вахрамеева О.А. К вопросу о психолого-диагностических аспектах развития творческих способностей детей старшего дошко
Развитие воображения будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой расширение познавательных возможностей детей.
Глава II. Общая характеристика детей с задержкой психического развития2.1 Сущность задержки психического развития и её диагностикаНачало изучения проблемы задержки психического развития было положено в 50-е годы работами Г.Е. Сухаревой. Под задержкой психического развития она понимает «замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами» [Сухарева, 1959].
Сам термин «задержка психического развития» был введен классиками отечественной дефектологии Т.А Власовой и М.С Певзнер в 60-70-х годах. В их работах этот термин звучал как «временная задержка психического развития», что предполагало компенсацию задержки: через короткий срок ребенок догонит своих сверстников и его развитие войдет в нормальное русло [Власова, 15].
Уже в 70 х годах ХХ века