Современные научные представления о коррекции голосовых расстройств
Введение
В настоящее время не существует профессий, в которых речь и голос не имели бы доминирующее значение. «Голос - это не просто физическое свойство организма, это звучание души, тонкое орудие, удивительный инструмент самовыражения, состоящий из множества «струн»» [17].
Полноценная деятельность людей коммуникативных профессий во многом зависит от качества голоса и работоспособности их голосового аппарата, от умения эффективно и правильно владеть им в профессиональных целях. Повышенные требования предъявляются к деятельности голосового аппарата людей речевых профессий. Во-первых, он должен быть достаточно выносливым для интенсивной ежедневной работы в течение нескольких часов. Во-вторых, голос должен обладать определенными качествами - гибкостью, мелодичностью, приятным тембром, силой, интонационной выразительностью.
Голос – это совокупность различных звуков человека, имеющих разные акустические характеристики, а именно: высоту, силу и тембр. Голос является самым главным компон
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы понятия голосовых расстройств у детей дошкольного возраста 5
1.1. Понятие голоса 5
1.2 Закономерности развития голосообразования у детей 10
1.3. Причины и проявления голосовых расстройств у детей дошкольного возраста 13
2. Экспериментальное исследование 23
2.1. Методика выявления нарушений голоса у детей дошкольного возраста 23
2.2. Разработка и проведение формирующего эксперимента по устранению нарушений голоса 26
2.3. Результаты контрольного эксперимента 27
Заключение 30
Список литературы 33
Список литературы
1. Алмазова, Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. / Е. С. Алмазова. – СПб., Союз, 2005. – 174 с.
2. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия. : М.: АСТ: Астрель, 2007.
3. Вильсон Д. К. Нарушения голоса у детей. : Пер. с англ. – М.: Медицина, 1990. – 448 с.
4. Волкова Л. С. Логопедия. : учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой. — 5– еизд., перераб. и доп. — М .: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. : учеб.пособие / Под ред. Давыдова В. В., – М.: 1991. – 45–55 с.
6. Волкова Л. С. Логопедия. : учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Л69 заведений / под ред. Л. С. Волковой. — 5– еизд., перераб. и доп. — М .: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006.
7. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. : учеб.пособие / – М.; 1961. – 64 с.
8. Дмитриев Л. Б., Телеляева Л. М., Таптапова С. Л., Ермакова И. И. Фониатрия и фонопедия. : учеб.пособие / – М: «Медицина», 1990. – 50 с.
9. Ермакова, И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. / И. И. Ермакова, / Кн. для логопеда. — 2-е изд., перераб.— М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996.—143 с.
10. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей подростков. : для логопеда / – М.: Просвещение: АО Учеб. лит., 1996. – 143 с
11. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. : учеб.пособие / – М: 1985. –15 с.
12. Жинкин Н. И. О теориях голосообразования. : статья / Мышление и речь. – М.: 1963.
13. Ивановская Ф. А. Сборник логопедических упражнений при расстройствах голоса. : учеб.пособие / – М: 1961. – 200 с.
14. Колпак Т. В. Нарушения голоса в структуре речевого дефекта. : автореферат. – М.: 1999г. С –16 с.
15. Лаврова Е. В. Нарушение голоса. : учеб. пособие для студентов / Е. В. Орлова. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 207 с.
16. Лаврова Е. В. Логопедия. Основы фонопедии. : учеб. пособие для студентов / Е. В. Лаврова. – М.: 2007. – С. – 100. <
Подробно рассмотрим закономерности голосообразования в дошко льном возрасте.
В дошкольном периоде критичным для голосового аппарата является период новорожденности. Крик ребенка – одно из важнейших свидетельств начала самостоятельного дыхания. Вопреки укоренившимся представлениям рефлекторное смыкание голосовых складок происходит не при первом вдохе, а при первом выдохе. [6]
Д.В. Уклонская акцентирует внимание что крик это изначальный безусловный рефлекторный акт, в реализации которого задействованы нервная, дыхательная и эндокринная системы. Под воздействием болевых, температурных, тактильных раздражителей и избытка углекислого газа в крови возбуждается дыхательный центр, расправляются легкие и впервые активно смыкаются голосовые складки.
Ряд исследователей Журба Л.Т, Кононова И.М., Мастюкова Е.М, считают, что характеристика крика и развитие голосовых реакций детей на пе