Управление развитием организации как функция менеджмента
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Динамика внешней среды, в которой функционируют современные организации, является высокой, что обусловливается темпами развития новых социально-экономических процессов, в том числе глобализации и цифровизации. Кроме того, внешняя среда современных организаций характеризуется высокой степенью неопределенности. Это говорит о том, что развитие в такой среде требует постоянного мониторинга текущей ситуации и адаптации к быстро меняющимся условиям. Крупные компании нефтегазового сектора России на данный момент находятся на качественно новом этапе своего развития, который предполагает необходимость организационных изменений на всех уровнях. Процесс изменений в компании должен быть управляемым, поскольку он должен соответствовать стратегическим целям компании, только в этом случае эффективность компании будет увеличиваться. Изменение условий ведения бизнеса в нефтегазовом секторе определяется значительным количеством факторов: экономическим кризисом, вы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Развитие как условие сохранения прогресса компании 7
1.1 Объективная необходимость развития современной организации 7
1.2 Анализ принципов и подходов к управлению развитием современной организации 12
1.3 Система управления развитием современной организации 16
2 Анализ управления развитием компании ПАО «Газпром» 21
2.1 Организационно-экономическая характеристика компании ПАО «Газпром»: миссия и основные цели организации 21
2.2 Анализ системы управления ПАО «Газпром» 26
3 Направления возможных изменений в ПАО «Газпром» в рамках процесса организационного развития 32
3.1 Анализ возможных изменений в компании 32
3.2. Расчет социально-экономической эффективности рекомендаций по совершенствованию управления в ПАО «Газпром» 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бухгалтерская отчетность ПАО «Газпром» за 2015-2021 гг. 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абрамов, В.С. Стратегический менеджмент [Текст]: учебник и практикум для вузов / В. С. Абрамов, С. В. Абрамов. – М.: Юрайт, 2021. – 444 с.
Андреева, Р.Н. Роль проектного управления в создании и развитии бренда территории [Текст] / Р.Н. Андреева, О.Ю. Синяева // Вестник Университета (Государственный университет управления). – 2017. – № 7–8. – С. 34.
Астапов, Р.В. Особенности реинжиниринга бизнес-процессов в зависимости от стадии жизненного цикла организации [Текст] / Р.В. Астапов, М.А. Плахотникова // Социально-экономическое развитие России: проблемы, тенденции, перспективы: сборник статей ХVIII Международной научно-практической конференции, Курск, 25 июня 2019 года. – Курск: Курский филиал федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», 2019. – С. 38-41.
Богатко, А.Н. Система управления развитием предприятия [Текст] / А.Н. Богатко. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 265 с.
Бокарева, Е.В. Анализ возможностей применения методов стратегического и проектного управления [Текст] / Е.В. Бокарева, Е.В. Литвинова, М.Н. Миронова // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 1(114). – С. 885-891.
Бурков, В.Н. Комплексный механизм управления развитием организации [Текст] / В.Н. Бурков, А.В. Щепкин, К.Е. Амелина, З.М. Даулбаева, С.А. Рязанцев // Вестник ЮУрГУ. Серия: Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника. – 2019. – №3. – С. 32-38..
Бурков, В.Н. Многоцелевые проекты в задаче формирования программы развития нефтегазовой отрасли [Текст] / В.Н. Бурков, М.К. Уандыкова, А. Д. Елеукулова // Вестник ЮУрГУ. Серия: Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника. – 2017. – №4. – С. 54-59.
Грибов, В.Д. Основы экономики, менеджмента и маркетинга [Текст] / В.Д. Грибов. – М.: КноРус. 2020. – 312 с.
Друкер, П. Управление нацеленное на результаты [Текст] / П. Друкер. – М.: Технол.шк.бизнеса, 2020. – 250 с.
Егиазарян, Г.А.
Анализ внутренних ресурсов, необходимых для того, чтобы воспользоваться внешними возможностями, а также определить проблемы, которые компании необходимо решить для своего эффективного развития в дальнейшем [16, с. 50].
Необходимо отметить, что существуют различные показатели для определения эффективности выбранной стратегии. В частности, можно ориентироваться на экономическое развитие предприятия (повышение прибыли, снижение издержек, увеличение объема продаж и другое). Можно добиваться социального эффекта (совершенствование социально-психологического климата в компании, улучшение условий работы, совершенствование мотивационной сферы сотрудников). Также можно улучшать техническую сторону развития компании за счет ее технологического совершенствования, повышения конкурентоспособности продукции.
После того, как был осуществлен анализ внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на развития предприятия, делается выбор стратегии развития компании. П