Нарушения лексики у дошкольников с задержкой психического развития и пути их коррекции

В данной ВКР проведен теоретический анализ по проблеме формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с нормальным развитием и у детей с задержкой психического развития. Изучены закономерности формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сравнении с нормально развивающимися детьми, посредством экспериментального исследования.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
30.09.2022
Объем файла
357 Кб
Количество страниц
53
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2240 руб.
2800 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших функций, необходимых для психического развития ребенка, является речь. Построенная в соответствии с грамматическими нормами она является надежным средством общения и познания окружающей среды ребенка. Ребенок, овладев определенными языковыми закономерностями и достаточно активным словарем, только после этого правильно выстраивает собственные высказывания, использует нужные слова в той или иной ситуации. Для полноценного речевого развития ребенка необходимо своевременное формирование лексической стороны речи.
В то же время особенности познавательной сферы детей с задержкой психического развития (далее – ЗПР) находят отражение в недостаточном или нарушенном развитии лексического строя речи. Исследователи В.А. Ковшиков, Ю.Г. Демьянов, Р.И. Лалаева, Е.В. Мальцева, Е. С. Слепович отмечают бедность словаря, резкое преобладание пассивного словаря над активным, не дифференцированность лексических единиц по семантическим признакам, расширение родовых понятий,

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Психофизиологическая структура лексики
1.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников с задержкой психического развития
1.3 Особенности лексики у дошкольников с задержкой психического развития
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С  ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1 Цель, задачи, методы и организация исследования
2.2 Научно-теоретические основы и содержание методики констатирующего эксперимента
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
3.1 Состояние предметной лексики
3.2 Исследование лексической системности
3.3 Исследование антонимов
3.4 Исследование синонимов
3.5 Исследование ассоциативного эксперимента
3.6 Исследование состояния словообразования
ГЛАВА 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
4.1 Цель, задачи, содержание, методические рекомендации к проведению логопедической работы по коррекции нарушения лексики у дошкольников с задержкой психического развития
4.2 Дифференцированный подход к коррекции нарушений лексики у дошкольников с задержкой психического развития
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие / М.М. Алексеева, Б. И. Яшина. – М.: Академия, 2013. – 400 с.
Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы: учебное пособие / под ред. А.В. Запорожца, В.В. Давыдова. - М.: Издательство «Просвещение», 2015. – 446 с.
Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов: учебное пособие / О.С. Ахманова. – М.: Советская энциклопедия, 2014. – 607 с.
Бабенко, Л.Г. Лексикология русского языка: учебник / Л.Г. Бабенко. – Екатеринбург: Уральский государственный университет имени А. М. Горького, 2010. – 126 с.
Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб. пособие / Л. Н. Блинова. – Санкт-Петербург: ЭНАС, 2015. – 136 с.
Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР и ЗПР: метод. пособие / К. Е. Бухарина. – М.: ВЛАДОС, 2016. – 192 с.
Валгина, Н.С. Современный русский язык: учебник / Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь. – М.: Высшая школа, 2011. – 528 с.
Выготский, Л.С. Мышление и речь: собрание трудов / Л.С. Выготский. – М.: 2011. – 640 с.
Выготский, Л.С. Развитие устной речи / Л.С. Выготский // Детская речь. – 2011. – С. 51
Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М., 2007. – 480 с.
Григорьян, Е.Л. Лексическое значение слова. Лексика как система / Е.Л. Григорьян. – Ростов-на-Дону, 2018. – 20 с.
Громова, О.Е. Методика формирования начального детского лексикона / О.Е. Громова. – М., 2013. – 176 с.
Данилова, Л.А. Особенности развития пассивного и активного словаря у детей в возрасте 5-7 лет / Л.А. Данилова, Л. М. Рябкина. – Л., 2020. – 123 с.
Дети с задержкой психического развития / под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 2017. – 256 с.
Ендовицкая, Т.В. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / Т.В. Ендовицкая, А.В. Запорожец, В.П. З

Наблюдение проводилось в течение двух дней.
Во время учебной деятельности практически все дошкольники с ЗПР не желают обращаться за помощью к своим сверстникам, часто не показывают свои тетради другим, не хотят делиться карандашами, фломастерами или другими учебными предметами. После беседы с воспитателем группы выяснилось, что дети чаще всего обращаются за помощью к нему или, если не обращаются, то отказываются выполнять данные им задания и упражнения. Можно отметить, что у детей с ЗПР низкая самостоятельность и неуверенность в правильном выполнении заданий, а также проявляется эпизодический негативизм.
По словам воспитателя, для детей характерна отвлекаемость, неусидчивость, снижение работоспособности, неустойчивое внимание, недоразвитие слуховой, произвольной памяти, неус