Нарoдная игрушка как срeдствo фoрмирoвания эмoциoнальнoй сфeры у дeтeй раннeгo вoзраста
ВВЕДЕНИЕ
Неотъемлемой частью всей жизни человека, являются эмоции, от них зависит уровень функционирования человека в обществе. Зависит и поведение: адекватное ил неадекватное. И если положительные эмоции приятны и понятны, то на отрицательные эмоции каждый человек реагирует по-разному. Кто-то подавляет отрицательные эмоции, кто-то поддается им, кто-то страдает психо-соматическими заболеваниями. Поэтому, в современном мире необходимо учить людей бороться с отрицательными эмоциями и переводить их в положительные. На основе чего возникает необходимость формирования эмоциональной сферы у детей с раннего возраста.
Эмоциональная сфера оказывает влияние на все стороны психической жизни человека: на познавательные процессы, на мотивационно-волевую сферу, на поведение и т.д.
Эмоции человека позволяют полноценно и эффективно приобщать к окружающим условиям, человек может быстро среагировать на внешние раздражители.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Психологическая характеристика раннего детского возраста 7
1.2 Разнообразие народной игрушки 10
1.3 Народная игрушка как средство развития детей раннего возраста 17
Выводы по главе 1 20
ГЛАВА 2 ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРОДНОЙ ИГРУШКОЙ 22
2.1 Приемы и технологии в работе педагога при ознакомлении детей с народной игрушкой 22
2.2 Организация предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении при ознакомлении детей с народной игрушкой 26
Выводы по главе 2 29
ГЛАВА 3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 31
3.1 Выявление уровня сформированности эмоциональной сферы у детей раннего возраста 31
3.2 Исследование процесса формирования эмоциональной сферы детей раннего возраста при знакомстве с народной игрушкой. 34
Выводы по 3 главе 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абульханова-Славская К. А, Развитие личности в процессе жизнедеятельности. – М., 2014. 356 с.
2. Авдеева Н. Н., Елагина М. Г. Развитие личности на ранних этапах детства. – М., 2017. – 287 с.
3. Баенская Е. Р. Ранние этапы аффективного развития в норме и патологии: уч. пособие. – М.: Издательство УРАО, 2013. – 88с.
4. Бардина, Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры/Р.А. Бардина. – М.: Высшая школа, 2016. – 362с.
5. Бартрам Н. Д. Игрушка – радость детей. – М.: Искусство, 1972.
6. Блинова, Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы: рассказы о народной игрушке. – М.: Детская литература, 1987. – 190 с.
7. Горностаева Л. Игрушки в детском саду. – М., Дошкольное воспитание, 2013, №2. – 20 -24с.
8. Демакова И. Д., Гуманизация пространства детства. – М., Народное образование, 2017. №4. С. 167-172
9. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников: уч. пособие/ Я. Л. Коменский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др.: под редакцией Я, Л. Коменского, Е. А. Панько. МН.: УН1ВЕРС1ТЭЦКАЕ, 2017. – 237 с.
10. ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (наблюдения, эксперименты, проективные рисуночные тесты) Составитель Н. Д. Денисова,
11. Додонов Б. И., Эмоции как ценность. – М., 2018. – 367 с.
12. Дошкольная педагогика/под ред. В. И. Логиновой, П. И. Саморуковой. – М., 2013.- 389 с.
13. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях русского народа. Л. В. Кукуева, Москва, 2005г.
14. Знакомство детей с русским народным творчеством Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, СПб, «Детство-Пресс», 2004г
15. Игрушка. Ее история и значение/ Н. Д. Бартрам. – М.: Издание Т-ва И. Д. Сытина, 2016. - 246 с.
16. Игрушки и пособия для детского сада/ под ред. Изгаршевой В.М. – М.: Просвещение, 2017. – 613 с.
17. Изард К.Э. Психология эмоций /К.Э. Изард – СПб.: 2000. – 156 с.
18. Изотова Е. И., Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. – МИ.: Изд. Центр «Академия», 2014. – 367 с.
19. Ильин Е. П., Эмоции и чувства. – СПб., 2015. – 256 с.
20. Коссаковская Е. А. Игрушка в жизни ребенка: пособие для воспитателя детского сада. -М.: Просвещение, 1014. – 264 с.
21. Кравцов Г. Г. Психология и педагогика обучения дошкольников. – М., 2013. – 389 с.
22. Линькова, Н.П. Игры, игрушки и воспитание способностей. - М.: Просвещение, 2009. - 234 с.
23. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольника. Занятия. Игры. – М.: АРКТИ. 2017. – 248 с.
24. Некрылова А. Ф Воспитание ребенка в русских традициях. -М., Айрис-Пресс, 2013. – 216 с.
25. Орловский Э. И. Изделия народных художественных промыслов. – М., 2014. – 257 с.
26. Печора, Л. К. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях/ Л. К. Печора, Г.В. Пантюхина, Л. Г Голубева. М.: ВЛАДОС, 2013. – 172 с.
27. Смирнова Е. О., Материалы курса «Дети раннего возраста в детском саду»: лекции 1–4. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2010. — 104 c.
28. Соловьева Л. Н. Игрушка. – М., Интербук-бизнес, 2014. – 379 с.
29. Стерн В. Психология раннего детства. – Минск: Харвест, 2013. – 400 с.
30. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М.: Просвещение, 1976.
31. Флерина Е.А. Игра и игрушка. – М.: Просвещение, 1973.– С. 8 — 19.
Гжельские мастера удивительно точно сочетают рисунок орнамента с формой изделия, что является еще одной традицией промысла. Пишут по фарфору мазками и линиями, а в орнамент рисунка входят листья и цветы: ромашки, колокольчики, васильки, розы, тюльпаны и ландыши.
Кроме посуды, в Гжели делали малую скульптуру и игрушки. Среди них можно увидеть любимых детьми сказочных персонажей. Все скульптуры тонко расписаны и, несмотря на один цвет росписи и легкую позолоту, выглядят весело и изысканно.
Абашевская русская народная игрушка.
Выполняется из глины. Такое название происходит от села Абашево Пензенской губернии. В XIX–XX вв. в селе Абашево проживали лучшие мастера гончарного дела, работы которых ценились по всей России. В Пензенской губернии в селе Абашево были богатые месторождения глины, которую изначально использовали для изготовления красивой посуды. Впервые абашевские игрушки начали делать в середине XIX века для детских игр.