Технология блочно-модульного обучения в основной школе
ВВЕДЕНИЕ
Одной из проблемных, трудных для усваивания тем школьного курса «Математика», является тема «Логарифмы. Логарифмические уравнения и неравенства». Фиксация трудностей на этапах изучения и обобщения знаний путем обучения с помощью блочно-модульной образовательной технологии определила выбор темы и актуальность исследования.
Цель исследования – разработать и ввести в практику обучения модуль обобщения по теме «Логарифмы. Логарифмические уравнения и неравенства» в логике обучения блочно-модульной технологии.
Объект исследования – технология блочно-модульного обучения в основной школе.
Предмет исследования – проектирование и реализация модуля обобщения знаний и умений по теме «Логарифмы. Логарифмические уравнения и неравенства» на основе блочно-модульной технологии.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
1 Аспекты исследования блочно-модульной технологии в обучении математики 6
1.1 Понятие «педагогическая технология» в соврмененных педагогических исследованиях 6
1.2 Технология блочно-модульного обучения на основе концепций в педагогических исследованиях. Сравнение модульной и традиционной системы обучения 8
1.3 Использование элементов блочно-модульной технологии на уроках математики в основной школе 11
2 Моделирование мини-модуля «Обобщение знаний и формирование обобщенных практических умений по теме «Логарифмы»» на основании диагностики и введение его в практику обучения в 10 классе 19
2.1 Возможности использования учебников – 10 классов из федерального перечня для организации обобьщения по теме «Логарифмы» в логике блочно-модульной технологии 19
2.2 Анализ эффективности проведенных занятий по математике по теме «Логарифмы» с использованием блочно-модульной технологии 20
Заключение 27
Список используемых источников 29
Приложение А Опорный конспект по теме «Логарифмы» 33
Приложение Б Пример зачётной работы по теме: «Логарифмы» 43
Приложение В Контрольная работа по теме «Логарифмы. Профильный уровень» 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения 10.05.2022)
2 Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0 (дата обращения 10.05.2022)
3 Денищева Л. О. Методика обучения математике для средней (старшей) школы, основанная на использовании МЭШ. М.: Книга-Мемуар, 2019, 107 с.
4 Коджаспирова Г. М. Технические средства обучения и методика их использования. М.: "Академия", 2008. 351 с.
5 Гриншкун В. В. Информационные технологии в образовании: учебно-метод. пособие. Воронеж: Науч. кн., 2014. 70 с.
6 Жукова Т.Н. Роль визуализации в школьном образовании // Санкт-Петербургский образовательный вестник. Выпуск № 1, 2016 г., C. 63 – 71
7 Семёнов С.А. Визуализация учебного материала как фактор качества обучения // Современное общество и образование в социально-политическом и экономическом пространстве Москвы: Сборник научных статей, 2015, C. 108 – 110.
8 Погосян П.Е. Визуализация учебного материала в современных средствам обучения // Совет ректоров. Выпуск № 6, 2016, C. 53 – 66.
9 Полякова Е.В. Применение способов и методов визуального мышления в современном образовании URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-sposobov-i-metodov-vizualnogo-myshleniya-v-sovremennom-obrazovanii (дата обращения 10.05.2022)
10 Медиаскоп. Электронный научный журнал факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. URL: http://www.mediascope.ru/node/1654 (дата обращения 10.05.2022)
11 Азимов Э. Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам), Москва : ИКАР, 2009, 448 с
12 Ахметова Л.В. Методы когнитивного обучения: психолого-дидактический подход // Вестник ТГПУ. № 7 (85), 2009, С. 48 – 52.
13 Жукова Т.Н. Роль визуализации в школьном образовании // Санкт-Петербургский образовательный вестник. № 1 (1), 2016, С. 63 – 71.
14 Кузьменкова Ю.Б. Наглядность в обучении. Учебное пособие. Москва: «Сказочная дорога», 2015. 132 с.
15 Аствацатуров Г.О. Эффективный урок в мультимедийной образовательной среде практическое пособие. М.: Национальный книжный центр. ИФ «Сентябрь», 2015. 176 с.
16 Брадис В.М. Методика преподавания математики в средней школе М.: Гос. учеб.–пед. изд–во м–ва просвещения РСФСР, 1951. С. 116–148.
17 Бунимович Е.А. Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. организаций с прил. На электрон. носителе. М: Просвещение, 2014. 223 с.
18 Дорофеев Г.В. Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений в 2–х частях, часть 1. М: Ювента, 2011. 176 с.
19 Интернет сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» URL: www.school-collection.edu.ru. (дата обращения 10.05.2022)
20 Никольский С.М, Потапов М.К., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Арифметика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2000. 255 с.
21 Эффективное использование технологических приемов визуализации информации. URL: http://vizumc.blogspot.com/(дата обращения 10.05.2022)
22 Овчинникова К. Р. Дидактические инструменты вчера и сегодня URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-instrumenty-vchera-i-segodnya (дата обращения 10.05.2022)
23 Петровский П. Что такое скрайбинг: рассказываем просто о сложном. URL: https://korobovanm.edumsko.ru/articles/post/1425697(дата обращения 03.05.2022)
24 Барышкин, А. Г. Основные параметры визуализации учебной информации [Электронный ресурс] / А. Г. Барашкин, Н. А. Резник. URL: http://window.edu.ru/resource/278/37278(дата обращения 10.05.2022)
25 Васильева И.Н., Чепенко О.А. Интегративное обучение и модульные педагогические технологии Специалист. 1997. №6. 19.
26 Неудахина, Н. А. Современные образовательные технологии [Электронный ресурс] / Н. А. Неудахина., Т. С. Федорова. URL: http://www.chem-astu.ru/chair/study/sovobr/(дата обращения 15.04.2022)
Система обучения позволяет составлять тематическое планирование, включающее практические упражнения на более высоком уровне.
Подача материала укрупненными дидактическими единицами является важной составляющей урока, организованного по данной технологии. Основой каждого блока является опорный конспект, при составлении которого необходимо максимально использовать математические формулы и символы, постараться кратко передать суть теоретического материала, использовать таблицы, диаграммы, схемы, чертежи. Важно, чтобы опорный конспект отображал не один параграф, а целую тему или даже главу. При составлении конспектов осуществлять логическую связь и последовательность перехода от данного конспекта к следующему.
Изложение теоретического материала (информационный модуль) начинается с постановки проблемной задачи и показывается исторически возникшая проблема, которая привела к появлению нового понятия. Ввод в нача