Формирование гуманности у старших дошкольников на основе нравственных идеалов народной педагогики
Введение
Важнейшим аспектом становления личности является формирование гуманности, которое определяет характер взаимоотношений человека с обществом и, как следствие, успешность или не успешность его существования в нем. Приобщение ребенка к гуманности, нравственным ценностям общества начинается уже в дошкольном детстве. Именно в этом возрасте у ребенка формируются базовые нравственные представления, он приобретает первый опыт социальных отношений. Дети дошкольного возраста, благодаря пластичности нервной системы, легко обучаются и воспринимают действительность, что создает возможность для их успешного социально-нравственного воспитания. Актуальность данной задачи нашла подтверждение и ФГОС ДО, где социально-нравственное, гуманное развитие выделено как одно из основных направлений работы дошкольной образовательной организации.
Народная педагогика — это традиционная для народа практика воспитания со своими сложившимися в ней знаниями, принципами, идеалами, которые закрепились в народных заповедях, образах фольклора, прикладного искусства, других формах отражения и преображения действительности. В наше сложное и противоречивое время, нам необходимо вернуться к нашим истокам, лучшим традициям, привить растущему поколению лучшие традиции народа.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования гуманности у старших дошкольников на основе нравственных идеалов народной педагогики 6
1.1. Развитие гуманности в условиях современной системы образования 6
1.2. Роль народной педагогике в формирование гуманной личности 9
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование формирование гуманности у старших дошкольников на основе нравственных идеалов народной педагогики 15
2.1. Изучение уровня сформированности гуманности у старших дошкольников 15
2.2. Формирование гуманности у старших дошкольников на основе нравственных идеалов народной педагогики 20
2.3. Анализ результатов работы 23
Заключение 26
Список использованной литературы 29
Список использованной литературы
1. Бабаева Т.С. О социально-эмоциональном развитии дошкольника / Т.С. Бабаева//Дошкольное воспитание. - 2017. - № 6, С. 13-19.
2. Вовк Л.А. Гуманность как способность понять и принять другого / Л.А. Вовк// Валеология: научно-практический журнал. - 2018. - № 3. - С. 51-52.
3. Воспитатель в дошкольных образовательных организациях: Учебное пособие / Борисова М.М., Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А.; Под ред. Козлова С.А., - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 508 с.
4. Воспитатель в дошкольных образовательных организациях: учеб. пособие / М.М. Борисова, Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова ; под ред. С.А. Козловой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 508 с.
5. Дворецкая, Т. Н. Использование опыта народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста / Т. Н. Дворецкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 40 (226). — С. 189-192.
6. Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения : теоретический и научно-методический журнал - М. : Шк. Пресса, 2018. - № 1. - 80 с.
7. Загвязинский, В.И. Теория обучения и воспитания: учебник для бакалавров / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 314 с.
8. Игра — ключ к душе ребенка. В чьих руках окажется это волшебное средство? : науч.-метод. пособие / Г.И.Репринцева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2019. — 319 с.
9. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сборник научных трудов / Под ред. Н.Я. Михайленко. – М., 2008. -327 с.
10. Калинченко А.В. Развитие гуманности дошкольников/ А.В. Калинченко, Ю.В. Микляева, В.Н. Сидоренко – М., 2018. – 411 с.
11. Клюева Н.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль, 2016. – 234 с.
12. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студентов сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 5-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 416 с.
13. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. - Ростов н/Д., 2016.
14. Лаврентьева, Г.П. Культура общения дошкольников / Г.П. Лаврентьева - Киев, 2015. - 213 с.
15. Недоспасова, В.А. Растем играя: Средний и старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей и родителей / В.А. Недоспасова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2004. - 94 с.
Таким образом, работа проходила поэтапно, на первом этапе дошкольников знакомили с народными играми по нравственному воспитанию, постепенно их вводили в самостоятельную деятельность. Закрепляли их в работе с родителями. В процессе работы у детей формировались такие качества как отзывчивость, формировались умения сопереживать, отзываться на горе и радость других людей, воспитывались симпатия, доброжелательное отношение к детям.
Был подобран художественный материал, включавший пословицы о дружбе, загадки разных народов, народную музыку (песни и танцы), народные игры. Совместно с музыкальным руководителем был подобран музыкальный материал, отобраны народные песни и танцы, выбраны народные инструменты для детского оркестра. Таким образом, было обеспечено музыкальное сопровождение.
Как показала экспериментальная работа, дети полюбили разыгрывать народные игры, которые стали им знакомы, и нередко сами просили повторить их. В таких случаях любимым играм отводили первую половину занятия, а народным – вторую.