Исследование представлений школьников с умственной отсталостью о социальном окружении
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Представления о социальном окружении являются важнейшей частью жизненного опыта человека. Они обеспечивают успешность процесса социализации ребёнка. Формирование данной категории представлений является одной из основных задач обучения и воспитания школьников с умственной отсталостью. Вопрос о формировании у ребёнка с умственной отсталостью представлений и социальном окружении и о самом себе занимает важное место в области современной социальной педагогики, однако до настоящего времени представления школьников с умственной отсталостью о социальном окружении остаются недостаточно изученными. Исследованиями в данной области занимались такие специалисты, как Л.С. Выготский, И.И. Мартынова, Л.М. Шипицына и другие.
Социальное развитие детей с умственной отсталостью закреплено в специальных документах – Федеральном государственном образовательном стандарте и адаптированной основной общеобразовательной программе. Социальное развитие человека состоит не только в познании окружающего мира, но и в познании себя как личности. На качество данного процесса влияет формирование гендерных представлений – представлений о своём и противоположном поле. У детей с умственной отсталостью формирование гендерных представлений часто вызывает затруднения ввиду особенностей их когнитивной, эмоционально-волевой и личностной сфер, и имеет ряд особенностей.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения представлений школьников с умственной отсталостью о социальном окружении ………………………....6
1.1. Проблема социального развития детей с умственной отсталостью в современной литературе……………………………………………………….6
1.2. Особенности гендерных представлений школьников с умственной отсталостью…………………………………………………………………...10
1.3. Проблема формирования гендерных представлений школьников с умственной отсталостью в современной литературе……………………….16
Глава 2. Экспериментальное исследование гендерных представлений старших школьников с умственной отсталостью…………………………...21
2.1. Цель, задачи, методика и организация исследования………………….21
2.2. Анализ полученных результатов и их интерпретация …………………26
2.3. Рекомендации к работе по формированию гендерных представлений старших школьников с умственной отсталостью…………………………...43
Заключение……………………………………………………………………46
Список использованных источников ……………………………………….48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» 5 – 9 кл: /Под редакцией И. М. Бгажноковой – 5-е издание М.: Просвещение, 2013. – 226 с.
2. Ватина Е.В. Социальный интеллект учащихся с недоразвитием познавательной деятельности: Монография / Е.В. Ватина. – Соликамск: СГПИ, 2011. – 166 с.
3. Виноградова А.Д. и др. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2111 "Дефектология"/ А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова; Сост. А.Д. Виноградова -- М.: Просвещение, 1985. - 144 с.
4. Волчкова Н. И., Федяева М. В. Особенности гендерной идентичности у современных подростков [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. — 2012. — № 6. (дата обращения: 17.05.2022).
5. Выготский Л.С. Основы дефектологии -- СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
6. Гаурилюс, А. И. Возрастная динамика представлений учащихся вспомогательной школы о себе и одноклассниках в системе межличностных отношений [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук : 19.00.07 / А. И. Гаурилиус; Мн, 1998. – 20 с.
7. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб. : Речь, 2004. – 252 с.
8. Граборов А. Н. Основы олигофренопедагогики: Учеб. пособие /Авт.-сост. В. Г. Петрова, Т. В. Шевырева. — М.: Классикс Стиль, 2005.
9. Денисова Е.Н. Формирование представлений межполовых, семейно ролевых отношениях у умственно отсталых подростков в процессе коррекционного обучения и воспитания: дис. канд. . псих. наук. - М., 1998. - 185 с.
10. Дьякова Е.В. Содержание образа «я» учащихся с нарушением интеллектуального развития на этапе перехода от младшего школьного к подростковому возрасту / Журнал Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 2011.
11. Зак Г.Г. Интегративный подход к духовно-нравственному воспитанию обучающихся с умственной отсталостью/ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2015. № 9 – с. 39-46
Результаты опроса показали, что ответы девочек и мальчиков на вопросы о чертах характера как своего, так и противоположного пола, имеют много общего. Основной чертой характера у девочек по мнению и девочек, и мальчиков, является доброта. Например, на вопрос “Как бы ты охарактеризовал(а) девочку?” учащиеся отвечали: “красивая, добрая”, “добрая, хорошая”. Для мальчиков основными чертами характера по мнению и девочек, и мальчиков, являются смелость и доброта. Например, при ответе на вопрос “Какие качества тебе больше всего нравятся в мальчиках?”, учащиеся использовали такие эпитеты, как “храбрые, смелые”, “добрые, спокойные”, “сильные, добрые”. Также следует отметить, что не было ни одного учащегося, кто бы не назвал хотя бы одного качества. Реже всего в отношении девочек наблюдались такие ответы, как «умная», «понимающая», а в отношении мальчиков также «понимающий». Таким образом, можно сказать, что у всех учащихся сформированы представления о качествах характера представителей своего и противоположного пола на достаточном уровне.