Пути формирования монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Цель дипломной работы рассмотреть пути формирования монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
29.09.2022
Объем файла
159 Кб
Количество страниц
56
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
1600 руб.
2000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

На сегодняшний день одним из основных требований ФГОС дошкольного образования является обеспечение речевого развития детей, что означает овладение ими навыками свободной, связной диалогической и монологической речи как средства общения со взрослыми и сверстниками. Показателями успешного развития речи являются умения строить разные типы связных высказываний, иначе говоря – уровень сформированности монологической речи.
Монологическая речь понимается как речь одного лица, коммуникативной целью которой является сообщение информации о каких-либо фактах и явлениях [19]. 
Монологическая речь представляет собой сложную, произвольную, организованную форму речи (А. А. Леонтьев, Л. В. Щерба). Монологическую речь характеризуют цельность (смысловая завершенность логичность, развернутость) и связность мысли (грамматически и интонационно правильное оформление высказывания, выразительность, последовательность и доказательность). Сложность данного вида речи в отличие от диалогической заключается в более развернутом содержании и языковом оформлении, поэтому она предполагает высокий уровень речевого развития говорящего. 

Содержание

Введение……………………………………………………………………4

Глава 1. Теоретические основы изучения монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи…………………………………...8

1.1. Междисциплинарный подход к изучению усвоения монологической речи……………………………………………………………..8

1.2. Развитие монологической речи дошкольников в онтогенезе………………………………………………………………………..10

1.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи…………………………………………………......17

1.4. Особенности развития монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи……………………………………………………..23

1.5 лингвистические представления о связной монологической речи……………………………………………………………27

Выводы по первой главе………………………………………………..31

Глава 2. Исследование недостатков монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи………………………………….34

2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников……………………………….34

2.2. Теоретико-методологические основы и направления исследования монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи……………………………………………………………………………….38

Выводы по второй главе…………………………..

Глава 3. Характер нарушений монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи …………………………………………………… 41

3.1. Анализ недостатков умения составлять словосочетания………41

3.2. Анализ недостатков умения составлять предложения…………42

3.3. Анализ недостатков умения пересказывать текст………………46

3.4. Анализ недостатков умения составлять текст…………………..49

Выводы по третьей главе………………………………………………59

Глава 4. Методические рекомендации к проведению дифференцированной логопедической работы по формированию монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи………61

4.1. Теоретико-методологические основы и направления методических рекомендации к проведению дифференцированной логопедической работы по формированию монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи………………………………….61

4.2. Цель, задачи, методический инструментарий методических рекомендаций к проведению дифференцированной логопедической работы по формированию монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи……………………………………………………………...64

Список литературы не найден

Становление связной речи взаимосвязано и взаимообусловлено с развитием мышления, форм общения с окружающими, лексико-грамматического строя речи, с усложнением детской деятельности [38]. 
По мнению О. С. Ушаковой, развитие связной монологической речи является основной задачей дошкольного образования [60]. Без полного овладения сложнейшей формой речевой деятельности ребенка нельзя считать готовым к школе, а отсутствие связной речи не только мешает ребенку овладевать знаниями, но и негативно сказывается на общении и развитии всей речемыслительной деятельности.
Дети с общим недоразвитием речи (далее- ОНР) испытывают трудности в построении грамматически правильных высказываний, у них отмечаются пропуски смысловых звенев, отсутствие логической завершенности высказываний, недостаточность языковых средств, трудности в языковом оформлении, программировании и реализации высказывания, трудности самоконтроля. Это является следствием недоразвития всех компонентов речевой системы, лексико-грамматического компонента, и психическими особенностями. Проведение коррекционной работы по формированию монологической речи у детей с ОНР в дошкольном возрасте становится условием обучения в школе.