Организация обучения учащихся основной школы решению заданий повышенной сложности (на примере заданий с модулем)
ВВЕДЕНИЕ
Понятие абсолютной величины (модуля) является одной из важнейших характеристик числа. Это понятие широко применяется не только в различных разделах школьного курса математики, но и в курсах высшей математики, физики и технических наук, изучаемых в вузах. Например, в теории приближенных вычислений используются понятия абсолютной и относительной погрешностей приближенного числа. В механике и геометрии изучаются понятия вектора и его длины (модуля вектора). В математическом анализе понятие абсолютной величины числа содержится в определениях таких основных понятий, как предел, ограниченная функция и др.
Задачи, связанные с абсолютными величинами, часто встречаются на математических олимпиадах, вступительных экзаменах в вузы и на ЕГЭ. На данный момент тема «Модуль» является одной из самых сложных тем и редко рассматриваемых тем в школьном курсе математики. Проанализировав учебники основного среднего образования, а также изучив материалы государственного экзамена мы определились
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ МОДУЛЯ В ШКОЛЕ 5
1.1 Модуль и его свойства 5
1.2 Анализ и содержания учебной литературы по теме «Модуль» 9
1.3 Анализ содержания материалов итоговой аттестации в основной школе 16
1.3.1 Задания с модулем в ОГЭ 16
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ «МОДУЛЬ» 19
2.1 Обобщение знаний 19
2.2 Программа обобщающих уроков по теме «Модуль» 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Антипова, С. А. Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов по математике / С. А. Антипова, Ю. А. Савинкова. – Метод. пособие для учителей математики. – Воронеж: ВОИПКРО, 2004. – 164 с.
Артюхова, И. С. Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов: метод. копилка. канд. пед. наук / И. С. Артюхова; Московский педагогический государственный университет. – М., 2002. – Режим доступа: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200502009 – 27.03.2022.
Баранова, Е.В. Элементарная математика / Е.В. Баранова, С.В. Менькова. – 2014. – №1 – 100 с.
Болтянский, В.Г. Лекции и задачи по элементарной математике / Ю.В. Сидоров, М.И. Шабунин, – М.: Наука, 1972. — 592 с.
Выгодский, М.Я. Справочник по элементарной математике. Таблицы, арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия, функции и графики / М.Я. Выгодский. – 25-е Изд-во. – М.: Наука, 1979. – 336 с.
Головнин, А. В. Записки для немногих / А. В. Головнин // Математика в школе. – 1997. – № 3. – С. 79 – 85.
Горшкова, Р. Р. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ КАК СПОСОБ ПОЗНОВАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ // Материалы XIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2021/article/2018024191 – 27.03.2022.
Дорофеев, Г.В, Алгебра. 7 класс: учебн. для общеобразоват. организаций / Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 287 с.
Дорофеев, Г.В, Алгебра. 8 класс: учебн. для общеобразоват. организаций / Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 320 с.
Дорофеев, Г.В, Алгебра. 9 класс: учебн. для общеобразоват. организаций / Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 304 с.
Зайцев, В.В. Элементарная математика /В.В. Зайцев, В.В. Рыжков, М.И. Сканави, – 1974. – № 2. – 592 с.
История развития математики [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.mathtask.ru/0015-hi
Приемами организации проверки могут быть: тестирование, составление мини-опросов, построение ассоциаций, дидактические игры, мизансцены.
3. Определение задачи прохождения урока и планирование ее раз-решения. Педагог формулирует задачи изучения конкретного материала и направить деятельность учащихся к размышлению и поиск своих проблем и недостатков в изучении информации.
4. Практическая реализация плановых мероприятий. Необходимо провести последовательную реализацию стратегических направлений урока, чтобы освоить тему и достичь, поставленной задачи. Это может проводится в разнообразных формах и, посредством разнообразных приемов.
5. Закрепление усвоенного материала, путем проговаривания. Уча-щиеся обучаются применению новых знаний на практике.