Динамика психоэмоционального состояния детей, поступивших в первый класс на этапе адаптации к школьной жизни
ВВЕДЕНИЕ
Способность к адаптации в психологии-это одно из основополагающих качеств человека, включающее все виды врожденной и приобретенной поведенческой деятельности, которые обеспечиваются определенными условиями среды.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что на современном этапе модернизации отечественной системы образования перед школой стоит важная задача разработки принципиально новых педагогических подходов, оптимизации процесса физического воспитания учащихся и создание организационно-педагогических условий, обеспечивающих адаптацию первоклассников к обучению.
Процесс адаптации-важнейший момент становления ребенка в качестве субъекта учебной деятельности. В ходе адаптации к школьному обучению ребенок получает ориентацию в системе поведения, в ходе этого процесса формируется ученический коллектив с определенным уровнем социально-психологической сплоченности. Процесс привыкания к школьной жизни и ее условиям является сложным. Все дети проходят этот процесс п
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .........................................................................................................3
1 Исследование теоретических аспектов адаптации первоклассников к школе…………………..............7
1.1 Проблема адаптации детей к школе в психолого-педагогической литературе ………………………………….……………………….7
1.2 Особенности адаптации первоклассников к школе…….………13
1.3. Психологическая характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста ……..…………….…………….15
1.4. Факторы, влияющее на адаптацию детей в школе…………......20
2 Динамика психоэмоционального состояния детей, поступивших в первый класс на этапе адаптации к школьной жизни: результаты исследования………..25
2.1 Организация и методы исследования……………………………25
2.2 Результаты первичной диагностики ……………...………………29
2.3 Комплекс мероприятий для первоклассников в период адаптации к школе…………….………………………………………………..33
2.4 Динамика психоэмоционального состояния детей, поступивших в первый класс на этапе адаптации к школьной жизни: результаты вторичной диагностики………………….36
Заключение…………………………………………..…………………….42
Список использованных источников.....................................................44
Список используемой литературы
1. Азбергенова, Г. А. Социально-психологическая адаптация: подходы к изучению / Г. А. Азбергенова // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. – 2016. – № 12. – С. 144–148. – URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/300955 (дата обращения: 19.03.2022).
2. Алдошина, Л. П. Занимательное знакомство со школой / Л. П. Алдошина. – Москва: Де'Либри, 2018. – 217 с. – ISBN 978-5-4491-0056-6.
3. Андреева, С. Ф. Факторы адаптации детей к школе / С. Ф. Андреева, А. В. Софронова // Проблемы современной науки и образования. – 2015. – № 6. – С. 221–222. – URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/297109 (дата обращения: 19.03.2022).
4. Барышева, Т. А. Взаимосвязь когнитивных стилей и социально-психологической адаптации в младшем школьном возрасте / Т. А. Барышева, И. Ю. Матюшичев, М. И. Матюшичева // Научное мнение. – 2021. – № 4. – С. 62–69. – URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/316490 (дата обращения: 19.03.2022).
5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – Москва: Питер, 2008. – 398 с.: ил., портр., табл. – (Мастера психологии). – ISBN 978-5-91180-846-4.
6. Васюк, С. Н. Адаптация первоклассников к школе / С. Н. Васюк // Вопросы науки и образования. – 2018. – № 1 (13). – С. 24–27. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-pervoklassnikov-k-shkole-2 (дата обращения: 19.03.2022).
7. Вергелес, Г. И. Система формирования учебной деятельности младших школьников: учебное пособие / Г. И. Вергелес. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Инфра-М, 2020. – 174 с. – (Высшее образование: Бакалавриат). – URL: https://znanium.com/catalog/product/1039318 (дата обращения: 18.03.2022). – ISBN 978-5-16-011636-5.
8. Гагай, В. В. Совладание с трудными ситуациями в период адаптации первоклассников к обучению в школе : монография / В. В. Гагай, К. Ю. Гринева ; Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный педагогический университет». – Сургут: СГПУ, 2016. – 176 с.: ил., табл. – ISBN 978-5-93190-385-5.
Черты опосредованности, произвольности приобретает и вся психическая жизнь ребенка. Если раньше, в дошкольном детстве, он мог вести себя более или менее произвольно только в игре или с опорой на помощь взрослого, то в 6-7 лет эта способность становится внутренним достоянием самого ребёнка и распространяется на различные сферы жизнедеятельности.
Наряду с этим происходят и существенные изменения в эмоционально- мотивационной сфере. Впервые возникает обобщение переживаний. Череда успехов или неудач, каждый раз переживаемых ребёнком в каких-либо ситуациях (учеба, общение), приводят к формированию устойчивых аффективных комплексов чувства неполноценности, ущемленного самолюбия или, напротив, чувства собственной значимости, умелости, компетентности.
Период кризиса 7 лет связан с коренным изменением социальной ситуации развития ребёнка. У него впервые возникает осознание своего места в системе человеческих