Интерактивные уроки как средство развития математических способностей младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования заключается в том, что интерактивные уроки по математике в начальной школе играют важную роль в жизни младших школьников с разными способностями, однако на них практически не обращается внимание.
Современное обучение отказывается от традиционного представления результатов в виде знаний, умений и навыков. Ребенок с раннего детства должен находиться в среде развивающего обучения: наблюдать, сравнивать, искать решения, додумывать, придумывать, быть включенным в поисковую деятельность.
Поэтому цель введения на современном этапе интерактивных уроков состоит в том, чтобы учебный процесс происходил при условии постоянного взаимодействия всех учащихся. Это сообучение, взаимообучение, где ученик и учитель являются равноправными, равнозначными субъектами обучения, понимают, что они делают, рефлексируют по поводу того, что они знают, умеют и совершают.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………..................................................................
1.1 Формирование математических способностей на уроках математики……………………………………………………………................
1.2 Интерактивные уроки в начальной школе как средство развития математических способностей…………………………………………….......
Выводы по главе 1…………………………………………………………………..
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПООСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………..
2.1 Определение исходного уровня сформированности математических способностей на уроках математики………………………………………………
2.2 Составление и реализация комплекса интерактивных уроков с целью развития математических способностей младших школьников…………………
2.3 Анализ результата сформированности математических способностей посредством интерактивных уроков………………………………………………
Выводы по главе 2…………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ………….
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе : материалы конференции / под редакцией Л. Л. Босовой, Д. И. Павлова. — Москва : МПГУ, 2019. — ISBN 978-5-4263-0789-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/143495 (дата обращения: 17.05.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей. — С. 379.).
2. Антипова И.Г, В.А. Дорофеев, А.А. Кокуев, А.А. Осипова, Е.И. Рогова, Н.И. Шевандрин, «Психология», гл.7., «Качественная и количественная характеристика способностей», 2005г.)
3. Арутюнов Ю.С. О классификации активных методов обучения //V Межведомственная школа-семинар по интенсивным методам обучения. - Рига, 2018. – С.11-15.)
4. Ганьшина, Г. В. Методика преподавания специальных дисциплин : учебное пособие для вузов / Г. В. Ганьшина. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 195 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11433-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 45 — URL: https://urait.ru/bcode/495697/p.45 (дата обращения: 18.03.2022).
5. Гоголева А.Р, ст. «Математические фокусы для младших школьников», журнал «Начальная школа», №4, 2018г.)
6. Далингер В.А, Л.П. Борисова. Методика обучения математике в начальной школе – 2-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 187 стр.)
7. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей : учебное пособие для вузов / В. Н. Дружинин. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 349 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09237-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 122 — URL: https://urait.ru/bcode/494410/p.122 (дата обращения: 16.05.2022).
8. Иванова И.Ю. журнал «Начальная школа», № 4, ст. «Дифференцированное обучение математике на современном этапе развития начального образования», 2013 г.)
9. Информационные технологии в образовании / Е. В. Баранова, М. И. Бочаров, С. С. Куликова [и др.] ; Под ред.: Носкова Т. Н.. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — ISBN 978-5-507-44323-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/220478 (дата обращения: 26.05.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей. — С. 222.)
10. Капранова, Е. А. Интерактивное обучение: концептуальные подходы [Текст] / Е. А. Капранова // Вестн. Полоцкого гос. ун-та. - Полоцк, 2012. - № 7. - С. 11-14.
11. Кругликов, В. Н. Интерактивные образовательные технологии : учебник и практикум для вузов / В. Н. Кругликов, М. В. Оленникова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 355 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15331-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 106-107 — URL: https://urait.ru/bcode/488475/p.106-107 (дата обращения: 17.02.2022).
12. Куликова, Н. Ю. Проектирование урока информатики с использованием интерактивных средств обучения и современных информационных технологий : учебно-методическое пособие / Н. Ю. Куликова. — Волгоград : Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2019. — 133 c. — ISBN 978-5-9935-0406-3. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/89506.html (дата обращения: 28.02.2022). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
13. Методика обучения математике. Формирование приемов математического мышления : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. Ф. Талызина [и др.] ; под редакцией Н. Ф. Талызиной. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 193 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06579-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 6 — URL: https://urait.ru/bcode/493938/p.6 (дата обращения: 18.03.2022).
14. Методика развивающего обучения математике : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. А. Далингер, Н. Д. Шатова, Е. А. Кальт, Л. А. Филоненко ; под общей редакцией В. А. Далингера. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 297 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07408-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 20 — URL: https://urait.ru/bcode/493235/p.20 (дата обращения: 18.03.2022).
15. Микляева, Н. В. Теоретические основы дошкольного образования : учебник для среднего профессионального образования / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова ; под общей редакцией Н. В. Микляевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 496 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02131-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 155 — URL: https://urait.ru/bcode/498861/p.155 (дата обращения: 16.05.2022).
16. Н.И.Запрудский. «Современные школьные технологии». Минск. «Сэр-Вит» 2003г.
17. Панфилова, А. П. Взаимодействие участников образовательного процесса : учебник и практикум для вузов / А. П. Панфилова, А. В. Долматов ; под редакцией А. П. Панфиловой. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 487 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03402-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 259 — URL: https://urait.ru/bcode/488992/p.259 (дата обращения: 18.03.2022).
18. Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей : учебник для вузов / Л. В. Байбородова [и др.] ; ответственный редактор Л. В. Байбородова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 363 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06557-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 33-34 — URL: https://urait.ru/bcode/491202/p.33-34 (дата обращения: 16.02.2022).
19. Педагогика современного начального образования: состояние, проблемы и перспективы развития : материалы конференции / ответственные редакторы В. М. Янгирова [и др.]. — Уфа : БГПУ имени М. Акмуллы, 2021. — ISBN 978-5-907475-01-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/181822 (дата обращения: 26.05.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей. — С. 103.)
20. Педагогика XXI века: традиции и инновации : сборник научных трудов всероссийской научной конференции с международным участием / ответственный редактор Н. В. Федина. — Липецк : Липецкий ГПУ, 2018. — 246 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/122430 (дата обращения: 26.05.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей. — С. 208.)
21. Плаксина, И. В. Интерактивные образовательные технологии : учебное пособие для вузов / И. В. Плаксина. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 151 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07623-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 8 — URL: https://urait.ru/bcode/490673/p.8 (дата обращения: 18.03.2022).
22. Подласый, И. П. Педагогика в 2 т. Том 2. Практическая педагогика в 2 книгах. Книга 1 : учебник для среднего профессионального образования / И. П. Подласый. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 491 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10251-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 224 — URL: https://urait.ru/bcode/456485/p.224 (дата обращения: 14.02.2022).
23. Столяренко, Л. Д. Основы психологии и педагогики : учебное пособие для вузов / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 134 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09450-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 79-80 — URL: https://urait.ru/bcode/488771/p.79-80 (дата обращения: 14.02.2022).
24. Столяренко, Л. Д. Общая психология : учебник для вузов / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 355 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00094-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 144 — URL: https://urait.ru/bcode/489945/p.144 (дата обращения: 16.05.2022).
25. Темербекова, А. А. Методика обучения математике : учебное пособие / А. А. Темербекова, И. В. Чугунова, Г. А. Байгонакова. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — ISBN 978-5-8114-1701-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/211811 (дата обращения: 17.05.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей. — С. 82.).
26. Хлебникова А.А. журнал «Начальная школа» № 4, ст. «Развитие логического мышления на уроках математики», 2015г.)
27. Царева, С.Е. Методика преподавания математики в начальной школе: учебник для студ. учреждений высш. образования / С.Е. Царева. –М.: Издательский центр «Академия», 2014. -496 с.)
28. Шадрина, И. В. Теория и методика математического развития : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. В. Шадрина. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 279 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00671-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 123 — URL: https://urait.ru/bcode/491033/p.123 (дата обращения: 14.02.2022).
29. Шадрина И.В. «Методика преподавания начального курса математики», гл. 4 «Развитие младших школьников в процессе обучения математики», 2018г.)
30. 20 идей для интерактивных уроков. Antitrening.ru URL:https://antitreningi.ru/info/e-learning/20-idey-urokov/#interaktivnye-uchebnye-strategii-dlya-stimulirovaniya, 2021. (дата обращения 26. 01. 2022 )
В методико-математических и психолого- педагогических исследованиях понятия «математическое развитие», «математические способности», «математическое мышление», «математическое воспитание», нередко служат обозначением одного и того же процесса, в котором выделяются различные стороны. Так, А. Н. Колмогоров к математическим способностям относит: способность к преобразованию буквенных выражений или «вычислительные и алгоритмические способности»; «геометрическое воображение» или геометрическую интуицию; искусство последовательного правильного логического рассуждения. В. А. Крутецкий, которому принадлежит самое значительное исследование математических способностей, выделил, в частности, способность к формализации математического материала, способность к абстрагированию от конкретных количественных отношений и пространственных форм, способность к оперированию формальными структурами м