Логопедическая работа по формированию связной описательной речи у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения

Выпускная квалификационная (дипломная) работа, в которой автор изучает особенности связной речи у детей с нарушениями зрения. В ходе исследования проводится теоретический обзор логопедической, психолого-педагогической, лингвистической литературы по проблеме исследования; выделены особенности связной описательной речи у детей с нарушениями зрения; разработана логопедическая программа по формированию связной описательной речи у детей с нарушениями зрения
Author image
Radik
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
28.09.2022
Объем файла
242 Кб
Количество страниц
48
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Речевое развитие – это главный предмет изучения ученых, это то, что притягивало их интерес, так как от благополучного течения развития зависит общее развитие ребёнка. В свою очередь, одним из главных компоненов речевой деятельности является связная речь. А. В. Текучева отмечает, что «связная речь - любое высказывание, составные языковые части которого, построены логично и грамматически правильно согласно законам данного языка [33].
На сегодняшний день динамично осваивается изучение связной речи у детей с различными нарушениями, в том числе и с нарушениями зрения. Зрительные нарушения приводят к ослаблению когнитивных способностей, недостаткам в поведении. Одна из основных задач на этапе начального образования - развитие связной описательной речи. Обучение должно строиться таким образом, чтобы ученики могли вычленять, соотносить признаки предметов и действий, фразы, словосочетания, высказывания, отличать их, находить общее.
Л. В. Эльконина счи

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7

1.1. Понятие связной речи и ее развитие в онтогенезе 7

1.2. Психолого-педагогическая характеристика группы детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения 14

1.3. Особенности связной речи описательной речи  у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения 20

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ СВЯЗНОЙ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 25

2.1. Описание методик исследования 25

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 29

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 35

3.1. Организация и принципы логопедической  работы 35

3.2. Сравнительный анализ результатов до и после коррекционного воздействия 55

Заключение 60

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63

Приложения 70

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л. В. Шипицина, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2010. – 384 с. – Текст : непосредственный.

2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб.пособие для студентов высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – 3-е изд., стер. – Москва : Академия, 2000. – 400 с. – Текст : непосредственный.

3. Алехина, Г. А. Спешим на помощь Муравьишке : занятие для детей с нарушением зрения / Г. А. Алехина, Л. Н. Портола. – Текст : непосредственный // Логопед : науч.-метод. журн. – 2015. – № 8. – С. 22-27.

4. Арбекова, Н. Е. Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Конспекты фронтальных занятий логопеда / Н. Е. Арбекова. – Москва : ГНОМ, 2014. – 172 с. – Текст : непосредственный.

5. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей : кн. для воспитателей дет.сада / А. Г. Арушанова. – Москва : Мозаика-Синтез, 2014. – 272 с. – Текст : непосредственный.

6. Ахутина, Т. В. Диагностика развития зрительно-вербальных функций : учеб.пособие для студентов вузов / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. – Москва : Академия, 2003. – Текст : непосредственный.

7. Безрукова, О. А. Слова родного языка / О. А. Безрукова. – Москва :Эксмо, 2014 – 216 с. – Текст : непосредственный.

8. Бородич, А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А. М. Бородич. – 2-е изд., перераб. – Москва : Просвещение, 1981. – 255 с. – Текст : непосредственный.

9. Брандес, М. П. Стилистический анализ : на материале нем. яз. / М. П. Брандес. – Москва :Высш. шк., 1971. – 189 c. – Текст : непосредственный.

10. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи : учеб.пособие / В. К. Воробьева. – Москва : АСТ :Астрель : Транзиткнига, 2006. – 159 с. – Текст : непосредственный.

11. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. – Москва : Изд-во АПН РСФСР, 1956. – 519 с. – Текст : непосредственный.

12. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – Москва : Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 370 с. – Текст : непосредственный.

13. Гаврилова, Т. Ю. Роль пейзажной живописи в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста / Т. Ю. Гаврилова. – Текст : непосредственный // Реалии и перспективы образования и развития детей в XXI веке : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (заочной). – Ульяновск : Корпорация технологий продвижения, 2005.

14. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин. – 3-е изд., доп. – Москва : Логос, 2013. – 297 с. – Текст : непосредственный.

15. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – Москва : Детство-Пресс, 2007. – 472 с. – Текст : непосредственный.

16. Гербова, В. В. Планирование работы по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой / В. В. Гербова. – Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 8.

17. Гербова, В. В. Учусь говорить : метод.рекомендации для воспитателей / В. В. Гербова. – Москва : Просвещение, 2002. – 85 с. – Текст : непосредственный.

18. Глухов, В. П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР / В. П. Глухов. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 1990. – № 6. – С. 63-70.

19. Глухов, В. П. Формирование навыков связных высказываний у детей с системным недоразвитием речи / В. П. Глухов. – Текст : непосредственный // Среднее профессиональное образование. – 2014. – № 4. – С. 38-41.

20. Гомзяк, О. С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе / О. С. Гомзяк. – Москва : ГНОМ и Д, 2007. – 60 с. – Текст : непосредственный.

21. Горшкова, Е. Учите детей общаться / Е. Горшкова. – Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 12. – С. 91-97.

22. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 4 – 5 лет : метод.пособие для воспитателей ДОУ / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. – Москва : Просвещение, 2005. – 221 с. – Текст : непосредственный.

23. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 6-7 лет : метод.пособие для воспитателей ДОУ / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. – Москва : Просвещение, 2007. – 224 с. – Текст : непосредственный.

24. Захарова, А. В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи :дис. … канд. филол. наук : 10.02.01 / Захарова Александра Владимировна. – Новосибирск, 1975. – 192 с. – Текст : непосредственный.

25. Зикеев, А. Т. Развитие речи слабослышащих учащихся / А. Т. Зикеев. – Москва : Педагогика, 1976. – 240 с. – Текст : непосредственный.

26. Зимняя, И. A. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке / И. А. Зимняя. – Москва : Просвещение, 1985. – 160 с. – Текст : непосредственный.

27. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. – Москва : МПСИ, 2001. – 432 с. – Текст : непосредственный.

28. Зрожевская, А. А. Обучение монологам-описаниям / А. А. Зрожевская. – Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. – 1986. – № 12. – С. 42-44.

29. Зрожевская, А. А. Формирование связной описательной речи в средней группе детского сада :дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Зрожевская Алла Акимовна. – Москва, 1986. – 151 с. – Текст : непосредственный.

30. Карпова, С. Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками / С. Н. Карпова. – Москва : Изд-во МГУ, 1967. – 329 с. – Текст : непосредственный.

31. Клюева, Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. – Ярославль : Акад. развития, 1997. – 237 с. – Текст : непосредственный.

32. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить / М. М. Кольцова. – Москва : Сов. Россия, 1973. – 159 с. – Текст : непосредственный.

33. Комаров, К. В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи / К. В. Комаров. – Москва : Просвещение, 1982. – 160 с. – Текст : непосредственный.

34. Короткова, Э. П. Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие / Э. П. Короткова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Просвещение, 1977. – 61 с. – Текст : непосредственный.

35. Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э. П. Короткова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Просвещение, 1982. – 128 с. – Текст : непосредственный.

36. Краевская, Н. А. Семантический компонент внутренней программы речевого высказывания :дис. … канд. филол. наук : 10.02.19 / Краевская Наталия Александровна. – Mосква, 1984. – 165 с. – Текст : непосредственный.

37. Краузе, Е. Логопедия / Е. Краузе. – Санкт-Петербург : Корона-Век, 2009. – 207 с. – Текст : непосредственный.

38. Крылова, Н. Л. Общее и специфическое в работе логопеда и воспитателя логопедического детского сада по развитию речи детей / Н. Л. Крылова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 1985. – № 2. – С. 20-25.

39. Крылова, Н. М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей / Н. М. Крылова. – Текст : непосредственный // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва : Академия, 2000. – С. 403-409.

40. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся / Т. А. Ладыженская. – Москва : Педагогика, 1975. – 255 с. – Текст : непосредственный.

41. Ладыженская, Т. А. Устная речь как средство и предмет обучения / Т. А. Ладыженская. – 2. изд., перераб. – Москва : Наука, 1998. – 133 с. – Текст : непосредственный.

42. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. – Воронеж : Ин-т практ. психологии, 2001. – 383 с. – Текст : непосредственный.

43. Лурия, А. Р. Речь и развитие психических процессов ребенка / А. Р. Лурия, Ф. Я. Юдович. – Москва : Изд-во АПН РСФСР, 1956. – 94 с. – Текст : непосредственный.

44. Марков, А. А. Культура речи и стилистика / А. А. Марков. – 2-е изд. – Москва : Просвещение, 2013. – 327 с. – Текст : непосредственный.

45. Основные этапы нормального речевого развития ребенка / под общ.ред. Г. В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – Москва : АРКТИ, 2013. – 240 с. – Текст : непосредственный.

46. Радуга : прогр. воспитания, образования и развития детей дошк. возраста в условиях дет.сада. / науч. рук. Т. Н. Доронова. – Москва : Просвещение, 2003. – 77 с. – Текст : непосредственный.

47. Развитие речи детей дошкольного возраста : пособие для воспитателя дет.сада. / под ред. Ф. А. Сохина. – 2-е изд., испр. – Москва : Просвещение, 2015. – 223 с. – Текст : непосредственный.

48. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : приказ Минобрнауки России от 17 окт. 2013 г. № 1155 : ред. от 21 янв. 2019 г. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». – Текст : электронный.

49. Связная речь. – Текст : непосредственный // Методика развития речи на уроках русского языка / под ред. Т. А. Ладыженской. – Москва : Просвещение, 1980. – С. 187-233. – Текст : непосредственный.

50. Смирнова, Е. О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания : учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей / Е, О. Смирнова. – Москва : ВЛАДОС, 2005. – 120 с. – Текст : непосредственный.

51. Соловьева, О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду / О. И. Соловьева. – 3-е изд., перераб. – Москва : Альянс, 2020. – 176 с. – Текст : непосредственный.

52. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) : пособие для воспитателей дет.сада / Е. И. Тихеева ; под ред. Ф. А. Сохина. – 5-е изд., испр. – Москва : Просвещение, 1981. – 159 с. – Текст : непосредственный.

53. Усова, А. П. Игра – форма организация жизни и деятельности детей / А. П. Усова. – Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 1. – С. 19-22.

54. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие для педагогов дошк. учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – Москва : ВЛАДОС, 2013. – 287 с. – Текст : непосредственный.

55. Ушакова, О. С. Придумай слово : речевые игры и упражнения для дошкольников / О. С. Ушакова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Сфера, 2009. – 201 с. – Текст : непосредственный.

56. Ушакова, О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / О. С. Ушакова. – Москва : ВЛАДОС, 2001. – 230 с. – Текст : непосредственный.

57. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. – Москва : ВЛАДОС, 2001. – 160 с. – Текст : непосредственный.

58. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М. М. Алексеева, В.И. Яшина. – Москва : Академия, 2013. – 560 с. – Текст : непосредственный.

59. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г. С. Швайко ; под ред. В. В. Гербовой. – Москва : Просвещение, 1981. – 234 с. – Текст : непосредственный.

60. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей : учеб.для студентов / В. И. Яшина, М. М. Алексеева. – Москва : Академия, 2013. – 448 с. – Текст : непосредственный.

Для того чтобы изучить уровень сформированностиописательной связной речи у детей младшего школьного возраста, на базе школы-интернат №12 г. Шадринск нами была проведена опытно-экспериментальная работа, состоящая из трех этапов: констатирующего, формирующего и и повторного проведения эксперимента для сравнения результатов до и после корреционного воздействия.
В ходе опытно-экспериментальной работы проводилось исследование уровня развития связной описательной речи у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения. Для этого нами использовались методики, разработанные В. П. Глуховым, а также методика О. С. Ушаковой, Е.М.Струниной
В целях комплексного обследования  связной описательной речи использовалась серия из 5 заданий, к каждому из которых были предложены свои критерии.