Педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации первоклассников на начальном этапе обучения на уроках математики
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. Он берет на себя новую социальную роль – роль ученика, заменяя игровую деятельность учебной (в качестве основного вида деятельности)
В связи с введением новых стандартов проблема адаптации детей к школьной жизни является наиболее актуальной, поскольку стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, как одно из важнейших достижений образования, а также сохранение и укрепление здоровья в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. Поэтому ФГОС НОО (федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования) пытается создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятную адаптацию первоклассников к обучению.
По ФГОС НОО для успешной адаптации первоклассников должны создаваться следующие условия:
организация порядка школьной жизни первоклассников;
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………..
ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ …………………………..
1.1. Понятие адаптации в психолого- педагогической литературе …….
1.2. Психолого – педагогическое сопровождение первоклассников в период адаптации. ………………………………………..
Вывод по первой главе ……………………………………………………..
ГЛАВА 2: ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ЧЕРЕЗ УРОКИ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЧР .
2.1. Диагностика уровня адаптированности первоклассников …………
2.2. Формирование социальной адаптации первоклассников на уроках математики ……………………………………………………
2.3. Анализ результатов исследования и ее эффективности ………….
Вывод по второй главе ……………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….
Список использованных источников и литературы
1. Беличева, С. А. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних : учебное пособие для вузов / С. А. Беличева, А. Б. Белинская. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 304 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10433-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475045 (дата обращения: 17.02.2022).
2. Далингер В.А, Л.П. Борисова. Методика обучения математике в начальной школе – 2-е изд. – М. : Издательство Юрайт, 2018.
3. Далингер В.А, Л.П. Борисова. Методика обучения математике в начальной школе – 2-е изд. – М. : Издательство Юрайт, 2018.
4. Землянская, Е. Н. Педагогика начального образования : учебник и практикум для вузов / Е. Н. Землянская. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 247 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13271-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494352 (дата обращения: 16.02.2022).
5. Каирова, Л. А. Методика преподавания математики в начальной школе : учебно-методическое пособие / Л. А. Каирова. — Барнаул : АлтГПУ, 2017. — 166 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/112172 (дата обращения: 02.03.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
6. Клочай, Л.М. Роль элементов занимательности, игры в учебном процессе. [Электронный ресурс] /Л. М. Клочай // - Режим доступа http://nsportal.ru/klochay-larisa-mikhaylovna.
7. Крившенко, Л. П. Педагогика : учебник и практикум для вузов / Л. П. Крившенко, Л. В. Юркина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 400 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07709-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489404 (дата обращения: 04.03.2022).
8. Литвиненко, Н. В. Адаптация школьников к образовательной среде: теория и практика : монография / Н. В. Литвиненко. — Оренбург : ОГПУ, 2016. — 332 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/80986 (дата обращения: 30.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
9. Литвиненко, Н. В. Школьная адаптация: теория и практика : учебное пособие / Н. В. Литвиненко. — Оренбург : ОГПУ, 2021. — 266 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/192022 (дата обращения: 30.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
10. Моро Мария Игнатьевна, Волкова Светлана Ивановна. Математика. 1 класс. Учебник. В 2 частях. Часть 2. 2021.
11. Моро Мария Игнатьевна, Волкова Светлана Ивановна. Математика. 1 класс. Рабочая тетрадь. 2021
12. Н.Г. Уткина, Н.В. Улитина, Т.В. Юдачева. Пособие «Дидактический материал по математике» 1 класс. Издательство Просвещение. 2021.
13. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для среднего профессионального образования / Л. Ф. Обухова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 460 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00646-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490010 (дата обращения: 10.02.2022).
14. Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей : учебник для вузов / Л. В. Байбородова [и др.] ; ответственный редактор Л. В. Байбородова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 363 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06557-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491202 (дата обращения: 17.02.2022).
15. Рыбакова, Л. А. Внутренний кросскультурный контекст первоклассников в период адаптации к школе : монография / Л. А. Рыбакова ; под редакцией Н. В. Жуковой. — Нижний Тагил : НТГСПИ, 2018. — 104 с. — ISBN 978-5-8299-0368-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/177559 (дата обращения: 16.02.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
16. Селькина Л.В. журнал: «Начальная школа», ст. «Методика изучения основных геометрических понятий в начальном курсе математики», № 6, 2018г.
17. Симановский, А. Э. Психология обучения и воспитания : учебное пособие для вузов / А. Э. Симановский. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 121 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07241-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/493808 (дата обращения: 07.01.2022).
18. Симановский, А. Э. Психология обучения и воспитания : учебное пособие для вузов / А. Э. Симановский. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 121 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07241-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/493808 (дата обращения: 10.02.2022).
19. Т.К. Жигалкина. Пособие «Игровые и занимательные задания по математике» 1 класс. Издательство Просвещение. 2021.
20. Толковый словарь С.И. Ожегова. Под. ред Л.И. Скворцова. М. : Мир образования ОНИКС. 2016.
21. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение 2009. URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ (дата обращения: 16 .12.2021)
22. Федина, Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение начального образования : учебное пособие для вузов / Л. В. Федина. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 131 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11273-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456903 (дата обращения: 17.02.2022).
23. Царева, С.Е. Методика преподавания математики в начальной школе: учебник для студ. учреждений высш. образования / С.Е. Царева. –М.: Издательский центр «Академия», 2014.
24. Чекин, А. Л. Математический взгляд на актуальные проблемы методики обучения математике в начальной школе : монография / А. Л. Чекин. — Москва : МПГУ, 2018. — 64 с. — ISBN 978-5-4263-0699-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/122360 (дата обращения: 04.03.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
25. Чекин, А. Л. Математический взгляд на актуальные проблемы методики обучения математике в начальной школе : монография / А. Л. Чекин. - Москва : МПГУ, 2018. - ISBN 978-5-4263-0699-8. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1020604
26. Шадрина И.В., «Методика преподавания начального курса математики», гл. 4, «Математическое развитие младших школьников», 2018г.
27. Шадрина, И. В. Методика преподавания начального курса математики : учебник и практикум для вузов / И. В. Шадрина. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08528-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450780 (дата обращения: 19.03.2022)
28. Шадрина, И. В. Методика преподавания начального курса математики : учебник и практикум для вузов / И. В. Шадрина. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 279 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08528-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489701 (дата обращения: 04.03.2022).
29. Шадрина, И.В. Математическое развитие младших школьников: теоретические предпосылки / И.В. Шадрина // Начальная школа. – 2013. - №4.
30. Швецова, Р. Ф. Изучение площади геометрической фигуры в начальной школе. Журнал «Начальная школа».-2020.-№7.
Ребенок должен приспособиться к новым условиям деятельности, к новой социальной среде. Соответственно, многое зависит от того, как ребенок адаптируется к этим изменениям.
Социально – педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе осуществляется совместной работой психолога, социального педагога, классного руководителя и, естественно, семьи. Важнейшим показателем того, что ребенок привык к условиям школьной среды, является его удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем. Первоклассник начинает активно устанавливать контакты, учится работать с другими детьми и принимает самостоятельную помощь.
Критериями успешной адаптации детей к школе могу быть: благополучная динамика работоспособности и ее улучшение в течение первого полугодия, отсутствие явных «негативных» изменений показателей здоровья и хорошее усвоение образовательной программы.