Коммуникационная стратегия туристического бренда территории (на примере АНО «Агентство развития Норильска»)
Введение
В стремительно развивающемся мире, где количество продуктов и услуг на рынке растёт, чуть ли не в геометрической прогрессии, что приводит к увеличению жестокости накала конкурентной борьбы между производителями - маркетинг приобрел статус развитой системы со своими направлениями и функционалом.
В следствии нарастающей конкуренции между регионами за: туристов, государственные ресурсы, внимание власти и общества - территории также становятся зависимы от маркетинга. Сегодня территориям необходимо самостоятельно осуществлять свое продвижение и создавать образ, в котором они нуждаются. Это обязательно для притяжения новых ресурсов и увеличения уже имеющихся, что в совокупности будет влиять на экономическую, социальную и культурную сферы жизни общества.
В наши дни брендинг – это основной компонент в процессе развития территории, так как это сложная, социально-психологическая структура, которая включает в себя:
- логотип и образ территории;
- ценности территории;
- ассоциации потребителей, связанные с ней, их эмоции;
- общее видение направлений использования территориального потенциала;
- культуру и историческое наследие территории;
- глобальную ответственность территориальных властей, имидж власти.
Существует внушительное число успешных примеров территориального брендинга. Но к сожалению, провалившихся примеров реализации бренд стратегии значительно больше.
Оглавление
Введение 6
Раздел 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА 10
1.1 Основные методы и стратегии территориального маркетинга 10
1.2 Территориальный туристический брендинг 16
Раздел 2 КОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ ТУРИСТИЧЕСКОГО БРЕНДИНГА ПОЛУОСТРОВА ТАЙМЫР 24
2.1 Оценка ткущего состояния туристической отрасли на территории 24
2.2 Проекты компании «Агентство развития Норильска» в сфере туризма 36
2.3 Разработка рекомендаций по развитию коммуникационной стратегии продвижения полуострова Таймыр 48
Вывод по разделу 2 51
РАЗДЕЛ 3 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ РЕКЛАМЫ И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ 53
Введение 53
3.1 Роль и значение методов социологических исследований в РиСО. 53
3.2 Методы социологических исследований в рамках цели и задач ВКР 58
3.3 Дополнительные методы исследования для решения задач ВКР 59
Выводы по разделу 3 61
Заключение 62
Список использованных источников 63
Список использованных источников
1. Качагин, Е.А., Мартынова А.Ю. Маркетинг территорий - Ульяновск: УлГТУ, 2014. – C.8.
2. Котлер Ф.: Основы маркетинга. — М.: Прогресс, 1990. С.17
3. Котлер Ф. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. – СПб. : Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. – 376 с.
4. Чечулин А. В. Маркетинговые коммуникации территорий : Учебное пособие / А. В. Чечулин. — СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций», 2015. — 102 с.
5. Рой О. М., Бреусова А. Г. Стратегическое территориальное управление: бизнес стратегии территориальных образований. - Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 2009. С. 127.
6. Визгалов Д. В., Брендинг города. [Текст] - М.: Институт экономики города. - 2011.- 160 с.
7. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. — СПб.: Питер, 2006. — 416 с.
8. Сачук Т.В. Поведение потребителей в территориальном маркетинге - Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2005 - 157 с.
9. Escholar [Электронный ресурс]. Точка доступа: https://www.escholar.manchester.ac.uk/ (дата обращения: 01.11.2021)
10. Рожков И.Я., Кисмерешкин В.Т. Бренды и имиджи - М.: «РИП-холдинг», 2006. - 256 с. 90.
11. Ергунова О.Т. Маркетинг территории: Учебное пособие / О. Т. Ергунова. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. - 136 с.
12. Merproject [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.merproject.eu/ (дата обращения: 01.11.2021)
13. Тарасов П.С., Смирнова Д.Ш. Интегральные показатели оценки эффективности территориального маркетинга // Вестник Астраханского государственного технического университета. - Сер.: Экономика. 2012. № 2. С. 152–155.
14. Place Brand Observer [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://placebrandobserver.com/ (дата обращения: 01.11.2021)
15. Радченко В.П. Проблемное поле территориального маркетинга в парадигме управления социально-экономическим развитием территории // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2011. № 1. С. 51–56.
16. Дубровская Е.И. Формирование маркетинговой стратегии развития региона: методологический контекст // Регион: системы, экономика, управление. 2008. № 1. С. 64–69.
17. Ice Hotel [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.icehotel.com/ (дата обращения: 15.12.2021)
18. Данько, Т.П. Архитектура оценок конкурентного позиционирования регионов РФ // Вестник Уфимского государственного университета экономики и сервиса. 2014. - №2 (8) – С.25
19. Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. - СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, Питер, 2005. - 382с.
20. Kotler P., Levy S. Broadening the Concept of Marketing / P. Kotler, S. Levy // Journal of Marketing. – 1969 - Vol. 33. - №1. – P.10.
К примеру, по направлению «Развитие городской среды», специалисты из Агентства развития Норильска совместно с экспертами из Института территориального развития "Урбаника" разрабатывают концепцию развития города, которая должна помочь повысить его привлекательность. [44]
Конкурс на создание архитектурно-планировочной концепции реновации Норильска до 2035 года стал уникальной по своим масштабам практикой для России. Никогда прежде в стране не проводились конкурсы на разработку концепции реновации целого города. Открытый международный конкурс был инициирован администрацией города и Агентством развития Норильска при поддержке компании «Норникель». [45]
Ключевое направление, которое описывается в данной работе это «Развитие туризма». Оно работает с целью развития туристической инфраструктуры региона и увеличения туристического потока, развития профессионального сообщества и популяризации туризма на территории г. Норильска и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района.
Задачи, которые сейчас стоят перед отделом развития туризма следующие:
- сделать туризм новым перспективным видом экономической деятельности;
- значительно расширить количество видов туризма;
- наладить эффективное взаимодействие туризма и смежных видов деятельности экономики.
Подробнее деятельности и проекты отдела по развитию туризма будут описаны в следующих подразделах.
Создание благоприятных условий и возможностей для социального и экономического развития города Норильска, профессионально - творческой самореализации жителей, сейчас является главным направлением деятельности агентства развития Норильска. Агентство реализует и сопровождает проекты улучшения городской среды, ведет деятельность, способствующую формированию теплого инвестиционного климата и социальной среды, ведет политику развития малого и среднего предпринимательства и развития туристической инфраструктуры, участвует в сохранении традиций и культур коренных малочисленных народов Таймыра, проводит мероприятия, поддерживающие активности в сферах культуры, искусства, спорта.