Формирование познавательной деятельности младших школьников посредством мультимедийных технологий
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современном обществе наиболее востребованы личности, успешно адаптирующиеся к изменяющимся условиям информационного пространства, основанного на интеллектуальных способностях. В связи с этим, одной из основных задач современного российского образования является формирование познавательной деятельности, способствующей развитию интеллекта.
В педагогической науке проблема развития познавательной активности является одной из ключевых. В исследованиях известных отечественных психологов и педагогов, таких как Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн, В.А Сластенин, К.Д. Ушинский, Н.Г Чернышевский, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин и другие, подчеркивается важность формирования познавательной деятельности, характеризующаяся умением результативно осваивать новые знания, умения, навыки и опыт.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Сущность и значение понятия «познавательная деятельность» 7
1.2. Особенности формирования познавательной деятельности в младшем школьном возрасте 13
1.3. Мультимедийные технологии как средство формирования познавательной деятельности младших школьников 20
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 3-ГО КЛАССА 30
2.1. Диагностика уровня сформированности познавательной деятельности учащихся 3-го класса 30
2.2. Разработка и реализация уроков с применением мультимедийной технологии…………………………………………………………………………..37
2.3. Анализ результатов исследования 44
Вывод по второй главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
2. Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 6. Педагогическая симфония. Ч. 3. Единство цели / Шалва Амонашвили. — М.: Амрита, 2013. 304 с.
3. Анисимова. Н. С. Мультимедиа-технологии в образовании: понятия, методы, средства: монография / Н.С.Анисимова; Под ред. Г.А.Бордовского. - СПб.: Изд-во РТУ им. А.И.Герцена, 2002. 89 с.
4. Баранова Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э. А.Баранова. - СПб.: Речь, 2020. 128 с.
5. Блинова, Т. Л. Структура познавательной деятельности школьников в личностно-ориентированном обучении / Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2008. – № 3. – С. 172-174.
6. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов / под. ред. Гальперина П.Я. 2-е изд. М.: «Книжный дом «Университет», 2000. 336 с.
7. Вишневецкая З.П. Приёмы активизации познавательной деятельности младших школьников / Минск: Изд-во БГПУ, 2007. – С.126–127.
8. Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / М.: Изд-во «Просвещение», 2004. 86 с.
9. Вопросы детской психологии: учебник/ под. ред Л.С. Выготского. СПб.: Изд-во «Союз», 2004. 300с.
10. Гальперин П.Я. Учение о памяти (1938) // Культурно-историческая психология. 2009. Том 5. № 2. С. 109–113.
11. Горина Л.В. Активизация познавательной деятельности младших школьник / Науки об образование. – 2013. – 235-237 с.
12. Давыдов В.В. Что такое деятельность? // Начальная школа. 1999. №7. С 12-18 с.
13. Дементьева О.М. Особенности познавательной деятельности в образовательном процессе // Современные проблемы науки и образования. – 2017. - №2. – 147-154 с.
14. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / ред. сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 384 с.
15. Детская психология: учебник для академического бакалавриата / под. ред. Н. Е. Веракса. - М.: Издательство Юрайт, 2019. 446 с.
16. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / под ред. Фадиной Г.В. Балашов: Николаев, 2014. 68 с.
17. Дрозина В.В. Теория и практика формирования и развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся общеобразовательной школы: дис. … д-ра пед. наук. – М., 2002. 495 с.
18. Дубровина И.В. Младший школьник. Развитие познавательных способностей». М.: Изд-во «Просвещение», 2007. 180с.
19. Дурноглазов Е.Е. Цифровая образовательная среда электронного обучения: Методическое пособие – Курск. – 2019. 64 с.
20. Егорова Ю.Н. Мультимедиа в образовании – технология будущего // Новые технологии обучения, воспитания, диагностики и творческого саморазвития личности: Материалы Третьей Всероссийской научно-практической конференции. Йошкар-Ола, 1995. С. 101-103.
21. Информационные технологии в образовании: учеб.пособие для студентов вузов / под. ред. Захаровой И.Г. М.: Академия, 2005. 192с.
22. Использование современных информационных технологий в образовании: сборник трудов XII Всероссийской заочной научно-методической конференции (г. Армавир, 21 октября 2019 г.) / науч. ред. В. Е. Бельченко; отв. ред. Е. Н. Зайцева. – Армавир: РИО АГПУ, 2019. 212 с.
23. Клемешова Н.В. Мультимедиа как дидактическое средство высшей школы//Автореф. дисс. канд. пед. наук. Калининград, 1999
24. Лагунова М.В., Юрченко, Т.В. Управление познавательной деятельностью студентов в информационно-образовательной среде вуза: монография. Н.Новгород: ННГАСУ, 2014. 167 с
25. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Изд-во «Политиздат», 1975. 115 с.
26. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Изд-во «Просвещение», 2005. 352 с.
27. Лях Ю. А. Формирование познавательной самостоятельности школьников в воспитательно-образовательном процессе гимназии: автореф. дис. канд. пед. Наук. Кемерево, 2004. 22 с.
28. Маланин ВВ., Суслонов В.М., Полянин А Б.. Информационные технологии в учебном процессе // Университетское управление. 2001. № 4(19). - с. 18-21 .
29. Метельский, И.В. Как поставить перед учащимися учебную задачу. М.: Педагогическое общество России. 2004. 57 с.
30. Методика обучения математике в 1-3 классах: пособие для учителя / под. ред. М. П. Моро, А. М. Пышкало. М.: Просвещение, 1978. 304 с.
31. Мультимедийные технологии обучения: учеб. пособие / под ред. Джаджа В.П. Самара: СФ ГБОУ ВПО МГПУ, 2013. – 98 с.
32. Мякишева Н.М. Особенности познавательной деятельности младших школьников, или как современному школьнику сохранить познавательную потребность / Н.М. Мякишева // Начальная школа. До и после. 2014. №2. С.16– 18.
33. Основные понятия и определения прикладной интернетики : сайт. – URL: http://www.perfekt.ru/ dictionaries/netica.html
34. Педагогика. В 2 томах. Т. 1. Общие основы педагогики. Теория обучения: учеб. и практикум для вузов / под ред. М. И. Рожкова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. 402 с.
35. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр "Академия", 2002. 576 с.
36. Педагогика: Учебник / под ред. П.И. Пидкасистый. М.: Академия, 2010. 321с.
37. Педагогика: учебник и практикум для вузов / под. ред. Н.Ф. Голованова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 377 с.
38. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогического учебных заведений / под ред. В.А. Сластёнина. 3-е изд. М.: Школа-Пресс, 2000. 512 с.
39. Педагогическая психология: учеб. для вузов / под. ред. И. А. Зимняя. — 3-е изд., пересмотр. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. 448 с.
40. Педагогические технологии дистанционного обучения : учебное пособие для вузов / под ред. Е. С. Полат. 3-е изд. Москва : Издательство Юрайт, 2020. 392 с.
41. Педагогическое применение мультимедийных средств: учеб. пособие ч.1. / под. ред. Гафуровой Н.В., Чуриловой Е.Ю. Красноярск, 2008. 145 с.
42. Петровский, А. В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности / Вопросы психологии. 1987. № 1. С. 15–19.
43. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика/ под. ред. Вишняковой С.М. М: НМЦ СПО, 1999. 538 с.
44. Психология детей младшего школьного возраста : учебное пособие / под. ред. Б.С. Волкова. — 7-е изд., перераб. и доп. — М. : КНОРУС, 2016. 348 с.
45. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум / под ред. А. С. Обухова. Москва: Издательство Юрайт, 2014. 583 с.
46. Психология и педагогика: уч. пособие / под. ред. В. М. Кроль. – М. : Высшая школа, 2001. 319 с.
47. Психология младшего школьного возраста: учеб. пособие / О.О. Гониной. - М.: Флинта, 2019. 272 c.
48. Психология Часть 2 : учебник для вузов / под. ред. Р. С. Немова. —2-е изд., перераб. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2022. 292 с. — (Высшее образование). Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490563 (дата обращения: 14.03.2022).
49. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. 656 с.
50. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2000. 712 с.
51. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / под ред. Г.К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
52. Сухоруков Д.В., Сорокина Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ // Инновационные проекты и программы в образовании №1. 2015. с. 38-42.
53. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 2016. 192 с.
54. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации (31.05.2021).
55. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя / под. ред. Марковой А.К. М.: Просвещение, 1983. 96 с.
56. Цветков В.Я. Тюрин А.Г. Управление потоками мультимедиа вобразовательном пространстве / Информатизация образования и науки №1. 2014. с 170—178.
57. Цифровая образовательная среда электронного обучения: метод. Пособие. Курск, 2019. 64 с.
58. Школьное детство, или младший школьный возраст // Практическая психология образования: учеб, пособие / под ред. И. В. Дубровиной. 4-е изд. СПб.: Питер, 2009. 278 с.
59. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в психологии. М.: Просвещение, 2006. 382 с.
60. Щукина Г.П. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Изд-во «Педагогика», 1985 – 178 с.
61. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: под ред. Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 416 с.
В развитии познавательной деятельности детей младшего школьного возраста активно задействованы такие познавательные процессы, как память, мышление, внимание, воображение, восприятие.
Мультимедийные технологии как средство формирования познавательной деятельности младших школьниковНа сегодняшний день учителя во время занятий наиболее часто сталкиваются с проблемами снижения уровня познавательной и самостоятельной работоспособности обучающихся, в частности, отсутствием желания учиться. Одна из причины этого связана с тем, что в процессе однотипного проведения уроков обучающийся теряет интерес к занятиям. Повысить его эффективность можно только при творческом построении структуры урока, наблюдении за его повторяемостью, ясности, использовании различных методов и приемов.
Применение мультимедийных средств во время занятий может значительно улучшить сферу образования и процесс обучения.
Образовательная система существует в режиме постоянных изменений, обновлений.