Работа логопеда и воспитателя над преодолением нарушений пересказа у дошкольников с речевым недоразвитием

Дипломная работа, в которой изучаются недостатки пересказа у старших дошкольников с речевым недоразвитием и уточнить содержание коррекционной работы для повышения его качества. Для того чтобы изучить психоречевое развитие дошкольников подготовительной группы с нарушениями речи, была проведена экспресс-диагностика речевого развития. Результаты исследования и предложенные рекомендации могут быть использованы в работе логопедов и воспитателей по совершенствованию навыков пересказа у старших дошкольников с речевым недоразвитием. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, списка литературы из 44 источников и четырех приложений.
Author image
Radik
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
28.09.2022
Объем файла
816 Кб
Количество страниц
37
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный возраст является важным периодом в жизни любого ребенка, так как именно на данном возрастном этапе закладывается основа для дальнейшего развития и самореализации как полноценной личности.
Старший дошкольный возраст характеризуется активным становлением личности ребенка, который обусловлено количественными и качественными изменениями в развитии психических процессов, поведении, Я-концепции, в том числе в речевом развитии [43].
Речь детей старшего дошкольного возраста без речевых патологий совершенствуется. Она характеризуется большим объемом словарного запаса, правильным звукопроизношением, развитостью связной речи [1].
Связная речь – важный компонент в формировании личности и дальнейшей социализации детей дошкольного возраста. Посредством связной речи формируются межличностные отношения с окружающими.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПЕРЕСКАЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ 6

1.1. Становление навыка пересказа у дошкольников с нормальным речевым развитием 6

1.2. Особенности пересказа дошкольников с речевым недоразвитием 11

1.3. Методические рекомендации по коррекции недостатков пересказа у дошкольников с речевым недоразвитием 15

Выводы по первой главе 19

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ НЕДОСТАТКОВ ПЕРЕСКАЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ 20

2.1. Организация, методы и методика исследования недостатков пересказа у старших дошкольников с речевым недоразвитием 20

2.2. Результаты исследования недостатков пересказа у старших дошкольников с речевым недоразвитием 23

2.3. Содержание коррекционной работы по коррекции недостатков пересказа у старших дошкольников с речевым недоразвитием 30

Выводы по второй главе 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ: 37

ПРИЛОЖЕНИЕ 41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ:

1. Алексеева М.М., Яшина  В.И. Речевое развитие дошкольников – М., Академия, 2008. – 160 с.

2. Баряева Л.Б.,  Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников: модели обучения – СПб, 2005. – 92 с.

3. Белова-Давид Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Нарушение речи у дошкольников. — М., 1969. — С. 32-81.

4. Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью. — М., 1991. – 178 с.

5. Богомолова Н. В.,  Анисимова Т. С. Приемы развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт».  – 2017. – № 52. – С. 51-57. – Электрон. Версия печат. Публик. / URL: http://e-concept.ru/2017/470018.htm (дата обращения: 21.04.2022).

6. Быкова В.П. Особенности развития связанного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт».  – 2017. – № S11. – С. 7–11. – Электрон. Версия печат. Публик.. / URL: https://e-koncept.ru/2017/470130.htm (дата обращения: 22.04.2022).

7. Волковская Т.Н. Психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи: (экспериментальное изучение) // Спец. психология. – 2008. – № 3. – С. 37-47

8. Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.

9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи – М.: АПН РСФСР, 2017. – 471 с.

10. Гербова, В. Развитие речи в детском саду.5-6лет. Старшая группа –  М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 144 c.

11. Глухов В.П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития. Монография – М.: В. Секачев, 2013. – 548с. 

12. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов и практикующих логопедов – М.: В. Секачев, 2012. – 262 с.

13. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием – М.: АРКТИ, 2004. – 168с.

14. Ерастов Н.П. Культура связной речи – Ярославль: Академия Холдинг, 2014, - 36-45 с.

15. Ерастов Н.П. Процессы мышления и речевой деятельности – М., Просвещение, 2015. – 34 с.

16. Ермишина Г.И. Обучение пересказу детей с ОНР //Логопед. – 2005. - № 3. – С. 78-83.

17. Жукова Л.С. Преодоление общего недоразвития речи – URL: http://pedlib.ru/Books/2/0028/2_0028-1.shtml (дата обращения: 22.04.2022).

18. Корицкая Е.Г. Формирование развернутой описательно-повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего недоразвития речи / Нарушение речи у дошкольников. – М., 2002. – 123 с.

19. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет – Ярославль: Академия Холдинг, 2002. – 160 с.

20. Кретова М.А.   Забавные   рассказы: для    ст.    дошкольников – М: Сфера, 2018. – 64 с.

21. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся – М.: Педагогика, 2005. – 238 с.

22. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольника // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Издат. Центр «Академия», 2009. – С. 358 - 369.

23. Мазанова Е.В. Обследование речи детей 5-6 лет с ОНР: методические указания и картинный материал – М: ГНОМ, 2018. – 64 с.

24. Мыльникова Т.С. Исследования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт».  – 2016. – Т. 13. – С. 41–45. – Электрон. Версия печат. Публик.. / URL: https://e-koncept.ru/author/11841 (дата обращения: 16.04.2022).

25. Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи: (от 4 до 7 лет) – СПб: Детство-Пресс, 2017. – 80 с.

26. Нищева Н.В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет: методические рекомендации – СПб: Детство-Пресс, 2017. – 80 с.

27. Нищева Н.В. Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста. Образовательные ситуации на основе текстов русских народных сказок: метод. Пособие – СПб: Детство- Пресс, 2014. – 72 с.

28. Поваляева М.А. Справочник логопеда – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 448 с.

29. Правдина О.В. Логопедия: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов – М: Просвещение, 1969. – 310 с.

30. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: учеб.-метод. пособие / под ред. Т. В. Волосовец. – М: Сфера, 2007. – 223 с.

31. Путкова Н.М. Обучение построению связного речевого высказывания //Логопед. – 2005. – С. 88-91.

32. Пятница Т.В. Развитие речи в таблицах, схемах, цифрах – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 141 с.

33. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя дет. сада / В. И. Логинова, А. И. Максаков, М. И. Попова [и др.]; под ред. Ф. А. Сохина. – М: Просвещение, 1984. – 223 с.

34. Расторгуева Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2002, № 2, с. 50-53.

35. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с ОНР – М.: Издательство «Академия», 2003. –  144 с.

36. Соболева А.В. Развитие связной речи дошкольников // Логопедия сегодня. – 2011. – № 2 – С. 26-30. 

37. Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста – М.: Просвещение, 2009. – 223 с.

38. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). - М.: Просвещение, 2007. - 225 с.

39. Тютюева И.А. Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 2. – С. 91–95. – Электрон. Версия печат. Публик. / URL: https://e-koncept.ru/2016/46019.htm (дата обращения: 18.04.2022).

40. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников – М.: Изд - во Института психотерапии, 2001. – 240с.

41. Ушакова, О.С. Речевое воспитание в дошкольном детстве (развитие связной речи): Автореф. дис.  доктора пед. наук. – М.: Просвещение, 2015. – 40 с.

42. Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста: программно-методические рекомендации – М., Дрофа, 2009. –  192 с.

43. Филичева Т.Б. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста – М.: Айрис - пресс, 2004. –  224 с.

44. .Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте – URL: http://psychlib.ru/mgppu/Err-001/Err-001.htm (дата обращения: 18.04.2022).

Некоторые дети способны только отвечать на вопросы.
В процессе реализации работы по обучению пересказу у детей дошкольного возраста развиваются навыки речевого общения и самоконтроля за построением связных высказываний.
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:
1. Общее недоразвитие речи (ОНР) – это нарушение формирования всех аспектов речи (звукового, лексико-грамматического, семантического) при различных сложных нарушениях речи у детей с нормальным интеллектом и сохранным слухом. Проявления ОНР зависят от уровня несформированности структурных компонентов речи и могут колебаться от полного отсутствия речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико- грамматического недоразвития.
3. Овладение навыком пересказа детьми дошкольного возраста с ОНР имеет специфические особенности, которые обусловлены отставанием в речевом развитии по количественным и качественным показателям, затра