Работа логопеда и воспитателя над преодолением нарушений пересказа у дошкольников с речевым недоразвитием
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст является важным периодом в жизни любого ребенка, так как именно на данном возрастном этапе закладывается основа для дальнейшего развития и самореализации как полноценной личности.
Старший дошкольный возраст характеризуется активным становлением личности ребенка, который обусловлено количественными и качественными изменениями в развитии психических процессов, поведении, Я-концепции, в том числе в речевом развитии [43].
Речь детей старшего дошкольного возраста без речевых патологий совершенствуется. Она характеризуется большим объемом словарного запаса, правильным звукопроизношением, развитостью связной речи [1].
Связная речь – важный компонент в формировании личности и дальнейшей социализации детей дошкольного возраста. Посредством связной речи формируются межличностные отношения с окружающими.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПЕРЕСКАЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ 6
1.1. Становление навыка пересказа у дошкольников с нормальным речевым развитием 6
1.2. Особенности пересказа дошкольников с речевым недоразвитием 11
1.3. Методические рекомендации по коррекции недостатков пересказа у дошкольников с речевым недоразвитием 15
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ НЕДОСТАТКОВ ПЕРЕСКАЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ 20
2.1. Организация, методы и методика исследования недостатков пересказа у старших дошкольников с речевым недоразвитием 20
2.2. Результаты исследования недостатков пересказа у старших дошкольников с речевым недоразвитием 23
2.3. Содержание коррекционной работы по коррекции недостатков пересказа у старших дошкольников с речевым недоразвитием 30
Выводы по второй главе 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ: 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников – М., Академия, 2008. – 160 с.
2. Баряева Л.Б., Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников: модели обучения – СПб, 2005. – 92 с.
3. Белова-Давид Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Нарушение речи у дошкольников. — М., 1969. — С. 32-81.
4. Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью. — М., 1991. – 178 с.
5. Богомолова Н. В., Анисимова Т. С. Приемы развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 52. – С. 51-57. – Электрон. Версия печат. Публик. / URL: http://e-concept.ru/2017/470018.htm (дата обращения: 21.04.2022).
6. Быкова В.П. Особенности развития связанного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № S11. – С. 7–11. – Электрон. Версия печат. Публик.. / URL: https://e-koncept.ru/2017/470130.htm (дата обращения: 22.04.2022).
7. Волковская Т.Н. Психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи: (экспериментальное изучение) // Спец. психология. – 2008. – № 3. – С. 37-47
8. Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.
9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи – М.: АПН РСФСР, 2017. – 471 с.
10. Гербова, В. Развитие речи в детском саду.5-6лет. Старшая группа – М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 144 c.
11. Глухов В.П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития. Монография – М.: В. Секачев, 2013. – 548с.
12. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов и практикующих логопедов – М.: В. Секачев, 2012. – 262 с.
13. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием – М.: АРКТИ, 2004. – 168с.
14. Ерастов Н.П. Культура связной речи – Ярославль: Академия Холдинг, 2014, - 36-45 с.
15. Ерастов Н.П. Процессы мышления и речевой деятельности – М., Просвещение, 2015. – 34 с.
16. Ермишина Г.И. Обучение пересказу детей с ОНР //Логопед. – 2005. - № 3. – С. 78-83.
17. Жукова Л.С. Преодоление общего недоразвития речи – URL: http://pedlib.ru/Books/2/0028/2_0028-1.shtml (дата обращения: 22.04.2022).
18. Корицкая Е.Г. Формирование развернутой описательно-повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего недоразвития речи / Нарушение речи у дошкольников. – М., 2002. – 123 с.
19. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет – Ярославль: Академия Холдинг, 2002. – 160 с.
20. Кретова М.А. Забавные рассказы: для ст. дошкольников – М: Сфера, 2018. – 64 с.
21. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся – М.: Педагогика, 2005. – 238 с.
22. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольника // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Издат. Центр «Академия», 2009. – С. 358 - 369.
23. Мазанова Е.В. Обследование речи детей 5-6 лет с ОНР: методические указания и картинный материал – М: ГНОМ, 2018. – 64 с.
24. Мыльникова Т.С. Исследования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 13. – С. 41–45. – Электрон. Версия печат. Публик.. / URL: https://e-koncept.ru/author/11841 (дата обращения: 16.04.2022).
25. Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи: (от 4 до 7 лет) – СПб: Детство-Пресс, 2017. – 80 с.
26. Нищева Н.В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет: методические рекомендации – СПб: Детство-Пресс, 2017. – 80 с.
27. Нищева Н.В. Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста. Образовательные ситуации на основе текстов русских народных сказок: метод. Пособие – СПб: Детство- Пресс, 2014. – 72 с.
28. Поваляева М.А. Справочник логопеда – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 448 с.
29. Правдина О.В. Логопедия: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов – М: Просвещение, 1969. – 310 с.
30. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: учеб.-метод. пособие / под ред. Т. В. Волосовец. – М: Сфера, 2007. – 223 с.
31. Путкова Н.М. Обучение построению связного речевого высказывания //Логопед. – 2005. – С. 88-91.
32. Пятница Т.В. Развитие речи в таблицах, схемах, цифрах – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 141 с.
33. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя дет. сада / В. И. Логинова, А. И. Максаков, М. И. Попова [и др.]; под ред. Ф. А. Сохина. – М: Просвещение, 1984. – 223 с.
34. Расторгуева Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2002, № 2, с. 50-53.
35. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с ОНР – М.: Издательство «Академия», 2003. – 144 с.
36. Соболева А.В. Развитие связной речи дошкольников // Логопедия сегодня. – 2011. – № 2 – С. 26-30.
37. Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста – М.: Просвещение, 2009. – 223 с.
38. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). - М.: Просвещение, 2007. - 225 с.
39. Тютюева И.А. Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 2. – С. 91–95. – Электрон. Версия печат. Публик. / URL: https://e-koncept.ru/2016/46019.htm (дата обращения: 18.04.2022).
40. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников – М.: Изд - во Института психотерапии, 2001. – 240с.
41. Ушакова, О.С. Речевое воспитание в дошкольном детстве (развитие связной речи): Автореф. дис. доктора пед. наук. – М.: Просвещение, 2015. – 40 с.
42. Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста: программно-методические рекомендации – М., Дрофа, 2009. – 192 с.
43. Филичева Т.Б. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста – М.: Айрис - пресс, 2004. – 224 с.
44. .Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте – URL: http://psychlib.ru/mgppu/Err-001/Err-001.htm (дата обращения: 18.04.2022).
Некоторые дети способны только отвечать на вопросы.
В процессе реализации работы по обучению пересказу у детей дошкольного возраста развиваются навыки речевого общения и самоконтроля за построением связных высказываний.
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:
1. Общее недоразвитие речи (ОНР) – это нарушение формирования всех аспектов речи (звукового, лексико-грамматического, семантического) при различных сложных нарушениях речи у детей с нормальным интеллектом и сохранным слухом. Проявления ОНР зависят от уровня несформированности структурных компонентов речи и могут колебаться от полного отсутствия речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико- грамматического недоразвития.
3. Овладение навыком пересказа детьми дошкольного возраста с ОНР имеет специфические особенности, которые обусловлены отставанием в речевом развитии по количественным и качественным показателям, затра