Обучение пересказу повествовательных текстов детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Анализ формирования развитой речи среди дошкольников важен для того, что справиться с трудностями в речевом развитии, а также при получении образования в школе, а затем и высшем учебном заведении. По мнению К.Д. Ушинского, родное слово выступает фундаментом умственного развития. Учитывая это, стоит поэтому необходимо акцентировать внимание на формирование речи у ребёнка, её грамотности, чистоте, использованию в лексиконе малыша.
Согласно ФГОС ДОО, когда ребёнок достигает старшего дошкольного возраста, он должен грамотно образовывать свои мысли, верно выражать свои суждения, обладать техникой устной речи, воспринимать все звуки, что служит предпосылкой формирования грамотности у взрослого человека.
Вопрос настоящей работы состоит в том, что исследовании статистических данных, степень связности речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН) порой не соответствует моделям речевого развития. Речь идёт о трудностях, связанных с развитием верно построенных конструкций, употреблением нецензурной лексики, а также непониманием поставленного вопроса к ребёнку. Вместе с тем, когда ребёнок осознает наличие подобных проблем у него, он становится замкнутым, асоциальным и нерешительным, что естественным образом откладывает свой отпечаток на его дальнейшей жизни.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1: Теоретические подходы к проблеме составления и пересказа повествовательных текстов у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием посредством использования мнемотехники…
1.1. Характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи в старшем дошкольном возрасте
1.2. Теоретические основы развития связной речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста
1.3. Возможности использования мнемотехники в формировании пересказов повествовательных текстов у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Глава 2: Экспериментальная работа по развитию пересказа повествовательных текстов у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с использованием мнемотехники
2.1 Выявление уровня развития пересказа повествовательных текстов у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Процедура, методы и организация исследования (констатирующий этап)
2.2 Разработка и апробирование педагогической программы по формированию пересказа повествовательных текстов у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с использованием мнемотехники (формирующий этап)
2.3 Сравнительный анализ результатов эффективности экспериментальной работы по формированию пересказа повествовательных текстов у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с использованием мнемотехники
Заключение
Список используемой литературы
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений. - М.: ТЦ Сфера, 2010. . Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М.: Академия, 1997. - 221 с.
2. Большева Т.В. «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники». - СПб: Детство-Пресс, - 2005.
3. Болотова, И. О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста / И. О. Болотова. // Молодой ученый. – 2016. №7.
4. Васильева О.С. Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ / О. С. Васильева // Вестник науки и образования - 2015. №10 (12).
5. Выготский Л.С. Мышление и речь». - М. – 1999.
6. Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции "Современные тенденции специальной педагогики и психологии" - Самара, СГПУ, 2003 - с. 70-83.
7. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина - М.: Академия, 2009 - с. 302.
8. Громова, О. Е. Стихи о временах года и игры [Текст]: дидактические материалы по развитию речи детей / О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина, Н. П. Савинова. - Москва, 2005
9. Галкина, С. Ф. Профилактика речевых нарушений у детей в условиях дошкольного логопедического пункта [Текст] / С. Ф. Галкина. // Логопед. – 2010. – №5.
10. Девянина И. С. Занимаемся и составляем сказки по схемам с использованием методов ТРИЗ. / И. С. Девянина // Дошкольное воспитание, - № 4, - 1998.
Под фонетико-фонематическим отставанием при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте трактуется вид речевой связи, когда существует нарушение звуковых элементов речи, развалено разделение звуков, похожих по акустическим свойствам, нарушена слоговое строение слова. Словарь ребенка с ФФНР не может восполняться выражениями, в структуру которых входят сложноразличимые звуки. В связи с этим не может сформироваться и правильный строй речевой связи.
В свою очередь, М.Ф. Фомичева, Т.Б Филичева, Н.А. Чевелева предлагали своё толкование в отношении фонетико-фонематического недоразвития речи, понимая его, как нарушение процессов развития произносительной части речи родного языка с разными дефектами из-за проблем восприятия и произношения фонем. Образование связанного высказывания в онтогенезе осуществляется через трудный путь формирования, реализуемый по нескольким сферам: в изучении языковой действительностью – от слова к стройному высказыванию, в исследовании содержательной стороны высказывания – от общего к частному.