Изучение и развитие связной речи первоклассников с общим недоразвитием речи, как средство овладения развернутой письменной речью
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Изучением связной речи занимались многие авторы, в том числе, А. М. Бородич, Е.И. Тихеева, Е. А. Флерина и другие. Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности и характеризуется последовательностью, системностью и развернутостью. Вопросы развития связной речи у старших дошкольников и младших школьников с ОНР изучались такими авторами, как О.А. Бизикова, В. П. Глухов, Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичева, и многими другими.
К сожалению, с каждым годом увеличивается количество детей с различными нарушениями речи, в том числе и младших школьников. Из них наиболее часто встречающимся является общее недоразвитие речи или другие нарушения речи, при котором наблюдаются отклонения в развитии всех компонентов речевой системы, в том числе связной речи. Одним из требований к речевому развитию младших школьников, выдвигаемых государственными образовательными стандартами, является развитая монологическая речь через сформированные навыки рассказывания, так как именно на уровне связного текста происходит взаимодействие языка и мышления.
Целенаправленное формирование связной монологической речи имеет большое значение в логопедической работе с такими детьми, так как многие учебные действия требуют достаточного уровня сформированности монологической речи, что, в свою очередь, обеспечивает успешность обучения в школе. Навыки рассказывания является одним из компонентов составления связного высказывая, когда обучающиеся учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение, употреблять в речи точные и образные слова. Но, по исследованиям многих авторов, навыки составления именно самостоятельного связного монологического текста у детей младшего школьного возраста с ОНР оказываются несформиро-ванными в большей степени, так как данный вид навыков является достаточно трудным даже для детей, не имеющих нарушения речи.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 7
1.1. Понятия монологической речи в научной литературе 7
1.2. Развитие монологической речи в онтогенезе 10
1.3. Особенности развития монологической речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи 13
Выводы по главе1 16
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 18
2.1. Организация и содержание эксперимента 18
2.2. Качественно-количественный анализ результатов исследования 22
2.3. Коррекционно-развивающая программа по коррекции связной речи детей первоклассников с общим недоразвитием речи
Не найдено
Актуальность изучение и коррекция специфических нарушений письменной и речевой деятельности детей является одной из наиболее актуальных задач логопедии на сегодняшний день.
Обучение учащихся правильному и последовательному изложению своих мыслей как в устной, так и в письменной форме в настоящее время выходит за рамки курсов чтения и русского языка и является одной из задач школы на протяжении всего учебного процесса.
Письмо и письменная речь, как «фундамент» всего непрерывного образования, вызывают большие трудности у учащейся молодежи с языковыми нарушениями, что негативно сказывается на усвоении школьной программы и сказывается на общем процессе их социальной адаптации.
Определенная концепция интерпретации письменной речи сложилась к настоящему времени в сложную форму мыслительной деятельности человека, необходимую ему в повседневной жизни, включающую, с одной стороны, активное выражение им через ту или иную письменную речь Мысль – Письмо, с другой с другой стороны, это восприятие и понимание написанного посредством чтения.