Формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста, средствами нетрадиционного рисования

Дипломная работа, целью которой является выявление возможности формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования. Исследование посвящено изучению теоретических основ проблемы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Был проведен анализ психолого-педагогической литературы; дано определение понятиям «формирование», «развитие», «интеграция»; рассмотрены взгляды ученых на такой феномен как формирование математических представлений у детей дошкольного возраста; обозначены направления ознакомления дошкольников с математическими понятиями; описаны как традиционные, так и современные методы обучения; рассмотрена возможность интеграции математики с изобразительной деятельностью.
Author image
Radik
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
28.09.2022
Объем файла
126 Кб
Количество страниц
48
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность исследования. В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено «математизацией» и «компьютеризацией» всех сфер жизнедеятельности человека.
Научные исследования и практический опыт показывают, что усвоение математических категорий возможно на этапе дошкольного возраста. В процессе разнообразной перцептивной и продуктивной деятельностях, у детей формируются представления о различных признаках и свойствах предметного мира (форма, величина), их количественном выражении (много-мало, число), о пространственных (к самому ребенку, друг к другу, к окружающим вещам и т.д.) и временных (день, ночь, вчера, сегодня, неделя и т.д.) отношениях. Опираясь на чувственно-действенное восприятие, дети учатся не только распознавать, но и правильно отражать свои представления в слове, пользуясь соответствующим

Введение........................................................................................................... 3

1 Теоретические основы проблемы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста……………… 6

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста……………………………… 6

1.2 Методический аспект формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста…… 14

1.3 Педагогический опыт по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в условиях детского сада………………………………………… 25

Вывод…............................................................................................................ 35

2 Возможность формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования…………………………………………………... 37

2.1 Интегративный подход реализации задач формирования элементарных математических представлений и изобразительной деятельности образовательной программы для детей старшего дошкольного возраста………………………………… 37

2.2Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционной техникой………………………………... 41

Вывод ………………….……………………………………………………. 47

Заключение…………………………………………………………………. 48

Список использованных источников........................................................ 50

Список используемых источников

1 Антонова, А. С. Математика вокруг нас: использование разви-вающей среды для формирования элементарных математических представ-лений у дошкольников/ А. С. Антонова.- Текст: электронный// Концепт: опыт работы.-URL: http://doo7.ru/ 

2 Голубева, Е.В. Классификация методов воспитания в дошкольной пе-дагогике/ Е.В. Голубева.- Текст: электронный// Концепт: образовательная социальная сеть. –URL: https://nsportal.ru/2017/03/22.htm (дата обращения 31.05.2022).

3 Дидактика современной школы: Пособие для учителей / Под ред. В. А. Онищука. Киев, 1987. С. 241. 

4 Дидактика, Материал из Википедии — свободной энциклопедии.-URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дидактика 

5 Завьялова, Ю. С. «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»

6 Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация РППС в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О. А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. –Москва: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.

7 Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] : Учебное пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. / С. А Козлова, Т. А. Куликова. – 16-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2019. – 416 с.

8 Лапоть, О.Н. "Эффективные технологии формирования математиче-ских представлений у воспитанников дошкольной образовательной органи-зации"/О.Н. Лапоть.-текст:электронный//Концепт: электронный ресурс -2021.- URL : https://infourok.ru /

9 Леушина, А. М. Формирование элементарных математических пред-ставлений у детей дошкольного возраста [Электроныый ресурс] / А. М. Леушина // http://pedlib.ru/Books/5/0311/5_0311-47.shtml . 

10 Завьялова, Ю. С. Методическая разработка (младшая, средняя, стар-шая, подготовительная группа)/Ю. С. Завьялова.- Текст: электрон-ный//Концепт: опыт работы. -2019.- URL: https://nsportal.ru/2019/05/30 

11 Михайлова, 3. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] : Учебно-методическое издание  / З. А. Михайлова, Е. А. Носова, А. А. Столяр. М. Н. Полякова, А. М. Вербенец и др. –  Издательство: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 153 с.

12 Петрова, В. Ф. Методика математического образования детей до-школьного возраста [Текст] / В. Ф. Петрова. – Каз.федер.ун-т. – Казань , 2013. – 203 с. 

13 Пигулевская Зоя Семеновна,Счет в детском саду [Текст] : (Из опыта работы)- Москва : Учпедгиз, 1953. - 96 с. : ил.; 20 см.

14 Погодина, С. В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / С. В. Погодина. — Москва : Издательский центр «Академия», 2015. — 272 с., 4 с. ил..-Текс:непосредственный.

15 Роднина, А.А. Актуальность формирования элементарных математических представлений у дошкольников/А. А. Роднина.- Текст: электронный//Концепт: научно-методический электронный журнал.-URL: https://zhurnalpedagog.ru/

16 Рощупкина, Н. А. Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС / Н. А. Рощупкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 46(180). — С. 311-313. — URL: https://moluch.ru/archive/180/46532/ (дата обращения: 31.05.2022).

17 Смирнова, Е. О. Детская психология Текст / Е.О. Смирнова – 2-е изд., стериотип. – И: Кноркс, 2021. – 280 с.

18 Смолянова, Т. Л. Развитие математических представлений у дошколь-ников / Т. Л. Смолянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 29 (215). — С. 167-171. — URL: https://moluch.ru/archive/215/52106/ (дата обращения: 31.05.2022).

19 Тюкачева, О.В. Формирование математических представлений до-школьников через использование информационных компьютерных технологий/О.В. Тюкачева. – Текст: электронный// Концепт : научно-методический электронный журнал.- 2016.- URL:https://infourok.ru/

20 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.consultant.ru.-

21 Хромчихина, А.В. Нетрадиционное рисование на занятиях по ФЭМП / А. В. Хромчихина .-Текст :электронный// Концепт: научно-методический электронный журнал. - 2019. –URL:  https://www.1urok.ru/(31.05.2022) 

22 Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития до-школьников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. —— Москва: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с.

 

Так, в основе классификации В. И. Андреева лежит структурное взаимодействие элементов по доминирующей цели обучения. Ученый предлагает проводить вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, занятие по контролю знаний, (умений и навыков), комбинированные занятия. В. А. Онищук, так же беря в основу дидактические цели, выделяет теоретические, практические, трудовые, комбинированные занятия. А. В. Хуторской эффективными формами обучения считает индивидуальные, коллективные, коллективно-групповые и индивидуально-коллективные занятия. Принципиально важной стороной организации занятий в детском саду на современном этапе является уход от классно-урочной формы проведения, а повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста. Согласно ФГОС ДО образовательная деятельность должна быть интегрированной, т.е. объединять нескольк